Сергей Филатов
176
«Международная жизнь»
сотрудничества, позиция, занимаемая Рос-
сией в отношении ближневосточного урегу-
лирования, а также Ирака и Сирии, уровень
торгово-экономических и военных связей.
Важнейшей составляющей российско-араб-
ских отношений является диалог цивилиза-
ций и культур. Его проведение облегчается
особым характером российской цивилиза-
ции, более, чем западноевропейская, близ-
кой цивилизации арабо-мусульманской.
Пока он ведется главным образом в рамках
контактов между учеными, и его задачи чет-
ко не определены.
Симптоматично, что большое значение
данной проблеме придает и Русская право-
славная церковь. Россия и арабский мир,
отмечает патриарх Московский и всея Руси
Кирилл, всегда «поощряли и сохраняли духов-
ность, рассматривая ее как существенный
фактор жизни народа и общества». По его
мнению, подобный подход, который должен
быть передан будущим поколениям, превра-
щает РФ и страны Ближнего Востока и Се-
верной Африки в «естественных союзников»
перед лицом вызовов глобализации.
Да, именно теме «Взаимодействие или кон-
фликт цивилизаций» посвятил автор заклю-
чительную часть своей работы, обозначен-
ную им как «Вместо послесловия». В ней
А.Б.Подцероб уделяет основное внимание
своим размышлениям. По сути, это напо-
минает по структуре последний том романа
Л.Толстого «Война и Мир», где Лев Николае-
вич излагает свое видение, свою философию
по поводу исторических событий, описанных
в романе. Так и А.Б.Подцероб заключитель-
ные страницы данной работы посвятил кон-
центрированному изложению своих взглядов
историка, дипломата и гражданина на рос-
сийско-арабские отношения.
Он пишет: «Россию нередко - и совершенно
обоснованно - называют «самой восточной
страной Запада» и «самой западной страной
Востока»… Тремя источниками и тремя со-
ставными частями российской цивилизации
были Византия, Западная Европа и мусуль-
манский мир. Контакты с мусульманами
русы установили с давних времен. Историче-
ски проявления ислама присутствуют во всех
сферах человеческой деятельности, начиная
от Булгарии и до современного мусульман-
ства в России. В процессе выбора великим
князем Владимиром Красное Солнышко ре-
лигии он установил контакты с последовате-
лями ислама, и в Киев прибыло посольство,
направленное Булгарией (правда, в конеч-
ном счете русы выбрали православие - вос-
точная ветвь христианской религии).
Что касается арабской цивилизации, то она
возникла на основе синтеза культур Афин,
Византии, Персии, Средней Азии, левантий-
ской, кавказской, и на этом базисе арабы
создали свою философию, науку и культуру.
Цивилизация, с точки зрения средневеко-
вых арабов, предстает как цепь сменяю-
щих друг друга культур - греко-византийской,
персидской, индийской, китайской и араб-
ской. С их позиции, арабы ценили у греков
проницательность и мудрость, у персов -
чувство государственности и умение вести
политические дела, у индусов - науку, в том
числе астрономию и математику, у китайцев
- ремесло, у древних арабов - красноречие.
При этом центральная роль Корана и меча,
то есть религии и государства, сформирова-
лась в ходе арабских завоеваний.
Культура же развивается по иным канонам,
чем завоевательные кампании. Мусульман-
ская цивилизация была результатом взаимо-
действия культур тех народов, которые были
сплавлены в горниле единой общины, сохра-
нив, однако, свои особые черты. Ислам - это
продолжение восточной традиции. «Народ
Корана» понимал «других» как продолжение