Ноябрь, 2015
Россия и арабский мир
175
страны с государствами Ближнего Востока и
Северной Африки, где СССР рассматривали
как державу, нейтральную по отношению к
зарубежному исламу.
Исключение составляла деятельность гене-
рального консула и дипломатического аген-
та СССР К.Хакимова в 1925-1937 годах в
Саудии. Летом 1927 года при настойчивом
его содействии делегация советских рели-
гиозных деятелей под руководством совет-
ского ученого-востоковеда Р.Фахретдинова
приехала на первый Всемирный конгресс
мусульман в Мекку. ВКМ был созван в ответ
на проведение в апреле 1926 года в Каире
аналогичного конгресса, на котором СССР,
Неджд и Индия не были представлены. Кон-
гресс в Каире был созван для того, чтобы
принять решение об учреждении всемир-
ного халифата. К.Хакимов организовал при-
бытие в Хиджаз паломников, для чего был
выделен отдельный пароход.
К сожалению, связи с Саудовской Аравией
прервались накануне Второй мировой вой-
ны. А после войны КСА перешло на антисо-
ветские позиции, настороженно относясь к
атеистическому характеру Советского госу-
дарства.
В целом же в арабском мире рассматри-
вали СССР как своего союзника в борьбе с
Западом. Кроме того, на Ближнем Востоке
и в Северной Африке получила распростра-
нение концепция «исламского социализма»,
которая препятствовала переходу мусуль-
манских сил на антисоветские позиции…
Не во всех странах отношение к СССР по ис-
ламскому вопросу было одинаковым. После
своего прихода к власти председатель Сове-
та революционного командования Ливии
Муаммар Каддафи поначалу исходил из того,
что, когда арабы нанесут поражение Западу,
наступит этап «долгой борьбы между мусуль-
манами и коммунистами». Однако подобный
подход быстро изменился - в Триполи осоз-
нали, что Ливии, проводящей антизападную
политику, невозможно порой обходиться без
поддержки Советского Союза.
Определенную роль в изменении отноше-
ния ливийского руководства к СССР сыграл
первый посол ЛАР в Москве Абдель Зинта-
ни. На него сильное впечатление произве-
ло то, что в центре Москвы есть мечеть, где
служили имам и два муэдзина и что Прези-
дент Египта Гамаль Абдель Насер молился в
этой мечети. Побывав в Средней Азии, по-
сол убедился, что, несмотря на правление
коммунистов, там налицо «бережное сохра-
нение народных обычаев, традиций, худо-
жественного и литературного наследия»…
Современную Россию воспринимают на
Ближнем Востоке и в Магрибе в качестве
христианско-мусульманского государства.
Широкое распространение получило мне-
ние, что «пограничное положение» РФ на
стыке Запада и Востока способствует ее
сближению с исламским миром, расшире-
нию сотрудничества с ним. Действительно,
необходимость поддержания активных от-
ношений с государствами как Запада, так и
Востока вытекает из геополитического поло-
жения России в качестве державы, распо-
ложенной одновременно в Европе и Азии.
Не меньшее значение имеет и то, что она
представляет особую цивилизацию, на фор-
мирование которой оказали воздействие не
только греко-византийская и западноевро-
пейская цивилизации, но и мусульманская.
Важность для РФ связей с исламскими, в
том числе с арабскими, странами предо-
пределяется также заинтересованностью в
них многомиллионной российской мусуль-
манской уммы…
В итоге религиозный фактор не является
определяющим в российско-арабских отно-
шениях. Его превосходят общее состояние