Ноябрь, 2015
Россия и арабский мир
177
самого себя. Более того, большинство насе-
ления Сирии, Ирака и Персии в течение двух
первых веков после арабских завоеваний
продолжало сохранять прежние верования.
В этих условиях трудно представить себе су-
ществование социальных преград, которые
делали бы невозможными контакты привер-
женцев ислама с христианами или иудеями…
Сейчас налицо активное и пассивное проти-
водействие сотен миллионов людей угрозе,
создаваемой для их самобытности, культур-
ных и религиозных ценностей и цивилизаци-
онного своеобразия вторжением западной
субкультуры и образа жизни. Это не означа-
ет, однако, неприятия всего, что связано с
западной цивилизацией.
В исламских странах происходит индустриали-
зация, и в городах появляются новые классы,
как в промышленно развитых странах. В об-
ласти подготовки кадров, получивших высшее
образование, в мусульманском мире про-
исходит унификация образования, направ-
ленная на сближение с западным. Нельзя не
видеть стремления к заимствованию эконо-
мических достижений и научно-технических
инноваций Запада. Все четче прорисовывает-
ся и позитивная тенденция к приспособлению
культурных и религиозных традиций к новым,
быстро меняющимся условиям бытия.
С другой стороны, все более четко проявля-
ется фундаментализм. Он означает соедине-
ние ценностей идеологии с радикальными
формами экстремистской политики, в кото-
рой главным становится воля к власти. Нуж-
но иметь в виду, что фундаментализм может
возникнуть в любой идеологии, превращен-
ной в орудие фанатизма и нетерпимости.
Реакцией на вторжение чужой цивилизации
нередко становится появление исламского
религиозного фундаментализма, представ-
ляющего, с одной стороны, попытку отстоять
самобытность мусульманских народов, а с
другой - намерение активного меньшинства
навязать обществу свои взгляды силой.
«Салафитский проект» выглядит как еще
одна эгалитаристская утопия. Невозмож-
ность его успешной реализации доказыва-
ют неудачи предпринимавшихся в разное
время попыток претворить в жизнь испо-
ведуемые исламистами идеи в «Исламском
эмирате Афганистан», Пакистане, Судане.
При этом стремление салафитов навязать
свою модель выливается в насилие по от-
ношению к собственным народам. К каким
трагедиям и жертвам это приводит, пока-
зывает опыт целого ряда стран, и в первую
очередь Афганистана, Алжира, Ирака, Ли-
вии, Сирии. Исламский фундаментализм об-
ращен прежде всего на конфликты в самом
мусульманстве и, следовательно, разрушает
его изнутри.
С точки зрения межцивилизационных отно-
шений международный терроризм опасен.
Он создает повод к проведению - под пред-
логом борьбы с этим феноменом - раздели-
тельных линий между Западом и исламским
миром, зачислению чуть ли не всех мусуль-
ман в число противников цивилизации.
Существуют, увы, и планы противопостав-
ления друг другу России и мусульманских
стран, реализация которых нанесла бы ги-
гантский ущерб и России, и государствам
Среднего и Ближнего Востока и Северной
Африки… Необходимо также ликвидировать
причины происхождения терроризма - эко-
номические, социальные, политические,
идеологические, а также порождающие тер-
роризм кризисы - ближневосточный, афган-
ский, иракский, ливийский, сирийский…
Необходимость искать возможности сосу-
ществования и сотрудничества диктуется к
тому же и нарастающими процессами гло-
бализации. Только на путях поощрения есте-
ственных межцивилизационных обменов и