Стр. 12 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Кортунов, Александр Фролов
10
ет, что Европу надо «одернуть». Но, с другой стороны, европейские
страны - это самые надежные союзники США, выходит, что, «дес-
табилизируя ситуацию» в Европе, американцы тем самым размыва-
ют союзнические связи. Мой опыт изучения американской внешней
политики говорит о том, что в американском истеблишменте могут
действовать разнонаправленные силы. Так бывало и раньше, доста-
точно вспомнить пресловутую комбинацию Иран-контрас середины
1980-х годов. Можно предположить, что какие-то силы внутри стра-
ны готовы реализовывать сценарии по дестабилизации, но в целом
такие сценарии не отвечают интересам американского общества.
Иными словами, как представляется, правящий класс США состоит
из двух пластов руководителей - прагматиков и идеологов. Прагма-
тики готовы к компромиссам, к бизнес-схемам в политике, в то вре-
мя как идеологи (к ним можно отнести и многих неоконов) следуют
некой идеологической линии. Ведь в самом деле, тормозя развитие
союзной Европы, США не могут затормозить развитие несоюзных
им и конкурентных Китая, Индии, Бразилии и т. д.
А.Кортунов:
К анализу внешней политики - в том числе и аме-
риканской - можно подходить с двух сторон. Есть позитивистский
подход, в соответствии с которым внешняя политика государства -
это всего лишь общий знаменатель многочисленных групповых ин-
тересов: секторов экономики, регионов, социальных и этнических
групп и т. д. То есть внешняя политика - некий усредненный вектор,
примиряющий и объединяющий все эти групповые интересы. В та-
ком случае задача руководства страны состоит в том, чтобы отрегули-
ровать и зафиксировать очень сложный деликатный баланс разнона-
правленных групповых интересов. Чтобы все группы были в той или
иной мере представлены и все интересы нашли свое отражение.
Позитивистскому подходу противостоит холистический подход,
утверждающий, что национальные интересы не сводятся к средне-
му арифметическому от групповых интересов. Сторонники этого
подхода утверждают, что у каждой страны - и прежде всего вели-
ких держав - есть своя уникальная миссия, своя историческая судь-
ба, свое предназначение. И задача руководства - не создавать баланс
между разными групповыми интересами, а открыть и обосновать
эту миссию, следовать своему предначертанию, и, самое важное,
привить такое холистическое понимание национальных интересов
всему обществу.