Ноябрь, 2015
Tрансатлантическое партнерство: позиция ФРГ
105
пользование вредных промышленных и сельскохозяйственных хи-
мических веществ и содержащих их потребительских товаров.
Последний крупный скандал, который прозвучал особенно гром-
ко на фоне дискуссий вокруг соглашения о ТТИП, был связан с от-
казом Еврокомиссии ввести широкомасштабный запрет на исполь-
зование пестицидов, как это было предусмотрено еще в 2009 году
в рамках законодательства ЕС REACH (регистрация, оценка, разре-
шения и ограничения на химические вещества). Нерешительность
Еврокомиссии объясняют давлением химического лобби, которое
после начала переговоров о ТТИП сомкнуло свои ряды. В декабре
2013 года европейский (European Chemical Industry Council) и аме-
риканский (American Chemistry Council) отраслевые предприни-
мательские союзы договорились о координации действий в отста-
ивании своих интересов. Примечательно, что «Bayer» и «BASF»,
имеющие филиалы и дочерние компании в десятках стран, включая
США, являются членами обоих объединений.
РАСЧЕТЫ И ПРОСЧЕТЫ
Если аналитики отраслевых предпринимательских союзов опери-
руют более или менее внятными аргументами pro и contra ТТИП, то с
оценками макроэкономических последствий Договора о Трансатлан-
тическом торговом и инвестиционном партнерстве картина выглядит
куда более противоречивой. За последние два года было предприня-
то несколько попыток с помощью имитационного моделирования
спрогнозировать результаты возможного влияния ТТИП на экономи-
ку США и Евросоюза. Наиболее авторитетным и часто цитируемым
считается выполненное по поручению Еврокомиссии исследование
Центра исследований экономической политики (CEPR), согласно ко-
торому в ЕС возможен рост реального ВВП на 0,5%, а в США - по-
чти на 0,4% к 2027 году
17
. При этом суммарный результат не появится
сразу после подписания договора, а будет постепенно расти в течение
ряда лет. В краткосрочной перспективе ТТИП принесет ЕС и США
дополнительный средний прирост ВВП ежегодно менее 0,05 про-
центных пунктов, а это очень незначительный показатель.
В Германии часто ссылаются на два доклада мюнхенского Ин-
ститута экономических исследований (ifo), выполненных по заказу
Минэкономики ФРГ и Фонда Бертельсмана. В них дополнитель-