«Международная жизнь»
Борис Зарицкий
104
откровенно давит на собственное правительство и Еврокомиссию,
чтобы те нашли взаимоприемлемое решение на переговорах с США.
Цена вопроса для немецкой машиностроительной отрасли, не устают
повторять в VDMA, измеряется миллиардами долларов.
Химическая отрасль замыкает тройку немецких лидеров по экс-
порту в США. Профильный предпринимательский союз - Verband
der Chemischen Industrie (VCI) - объединяет 1650 компаний, которые
экспортируют в США продукцию на сумму 19,8 млрд. долларов.
Импорт из США намного меньше - 6,2 млрд. долларов. Не только
для ФРГ, но и для ЕС в целом американский рынок исключительно
важен. Около половины своих потребностей в импорте химической
продукции США удовлетворяют за счет поставок из Европы (10%
приходится на ФРГ). В свою очередь, 28% американского химиче-
ского экспорта идет на европейский рынок (в ФРГ-3,3%)
15
.
Ввозные пошлины по обе стороны Атлантики относительно невысо-
кие - в среднем около 2,5%. Платежи немецких экспортеров оценивают
в 140 млн. долларов в год. По сравнению с объемами экспорта, сумма
весьма скромная. Поэтому основное внимание сосредоточено на нета-
рифных барьерах. Но в этой области, признают в VCI, европейцам и
американцам будет трудно договориться. Взаимное признание и унифи-
кация стандартов возможны лишь по ограниченному кругу вопросов,
так как нормы, связанные с охраной окружающей среды, безопасностью
продуктов питания, животных кормов, химических удобрений, средств
борьбы с вредителями и т. д., в Европе и США сильно отличаются.
В Европе действует принцип, в соответствии с которым товары
(например, химикаты и продукты питания) либо производственные
процессы (например, фрекинг) разрешаются только, если имеет-
ся научное подтверждение их безопасности для человека и приро-
ды. В США дело обстоит иначе. Там разрешение на продажу това-
ров или использование производственных процессов действует без
специальных ограничений, пока не будет научно подтверждена их
опасность. Отсюда огромная разница в правилах выхода на рынок, в
требованиях к маркировке и ответственности
16
.
Химические компании ФРГ вынуждены сегодня вести себя
предельно осторожно. Гиганты индустрии - концерны «Bayer» и
«BASF» - постоянно находятся под огнем критики организаций за-
щитников окружающей среды и прав потребителей. Их упрекают в
попытках давления на правительство и Еврокомиссию с целью про-
тащить с заднего хода решения, ослабляющие ограничения на ис-