Стр. 77 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Тимур Кирабаев
76
формировании и распространении «культуры безопасности» и созда-
нии «сообществ безопасности». К сообществам безопасности он от-
носил группы людей, которые интегрированы в некое сообщество на
основе специально созданного объединения, нацеленного на мирное
разрешение конфликтов, рассматривая войну как устаревшую форму
решения масштабных политико-экономических, социальных и рели-
гиозных разногласий. Участники политического сообщества объеди-
нены не территорией или государством, а общей культурой, формаль-
ными и неформальными нормами, обычаями, нравами и ценностями.
Интегрированная группа образует некое единство. Отличительной
особенностью всех принадлежащих к такой группе является более
высокий уровень доверия и взаимопонимания, который дает участ-
никам группы ощущение своей сопринадлежности к некоему един-
ству. В работе «Политическое сообщество и Северо-Атлантический
регион: международные организации в свете исторического опыта»
2
К.Дойч предлагал проводить различия между двумя видами сооб-
ществ безопасности: амальгированными и плюралистическими.
Aмальгированные сообщества безопасности встречаются крайне
редко. Они образуются в результате объединения двух или несколь-
ких независимых государств в новое единое государство с общими
органами управления. Примером может служить образование США
путем объединения 13 штатов, освободившихся от колониальной
зависимости и образовавших федеральное правительство. Однако
опыт создания амальгированных сообществ безопасности не всегда
успешен, в частности неудавшийся союз между Швецией и Норве-
гией является тому подтверждением.
Исторически более эффективным оказался опыт создания плюра-
листических сообществ безопасности путем интеграции государств
в международные объединения при сохранении государственного су-
веренитета. Объединение США и Канады в плюралистическое сооб-
щество безопасности предполагает сохранение политической неза-
висимости, но исключает возможность политической конфронтации,
несмотря на конфликты в прошлом. По мнению К.Дойча, плюрали-
стические сообщества безопасности проще создавать и легче под-
держивать их существование в сравнении с амальгированными.
Хотя функционализм часто представляют и как универсальное,
политически нейтральное направление в исследованиях между-
народной интеграции, на деле оно основывается на либеральных
утилитарных политических ценностях. Поэтому его положитель-