Ноябрь, 2014
Религиозные войны: прошлое и настоящее
193
Г.Трумэн, не просто убежденный баптист,
но и человек, глубоко веривший в то, что
Бог и история привели его в Белый дом
для «противодействия вызову СССР». Айн-
боден убедительно демонстрирует, и Гер-
цог вторит ему, что для Трумэна холодная
война была «не чем иным, как религиоз-
ной войной»
7
.
Приведем ряд исторических фактов,
описанных Айнбоденом. Так , летом
1947 года Советом национальной без-
опасности США была утверждена секрет-
ная директива, поручавшая ЦРУ предо-
твратить победу итальянских коммунистов
на предстоявших тогда в Италии парла-
ментских выборах. В ответ на просьбу
Папы Пия XII о помощи резидент ЦРУ в
Риме Дж.Энглтон передал более 10 млн.
долларов одному из политизированных
объединений Римско-католической цер-
кви - «Ационе каттолика» и Христианско-
демократической партии Италии. В ито-
ге такого денежного вливания удалось
добиться поражения коммунистов на
выборах в апреле 1948 года
8
, наладить
сотрудничество США и Ватикана в сущест-
вовавшей тогда обстановке.
Религиозные убеждения Президента
Д.Эйзенхауэра, по выводам Айнбодена,
не ограничивались риторикой, и его ад-
министрация осуществила конкретные
шаги по встраиванию религии во внеш-
нюю политику. Так, на Ближнем Востоке
государственных деятелей-мусульман
призывали совместно с США вести «свя-
щенную войну» против коммунизма, была
запущена «Программа поддержки право-
славной церкви», имевшая своей единст-
венной целью поощрение инакомыслия
в среде духовенства, а в Юго-Восточной
Азии культивировалась обработка буд-
дийских и исламских иерархов для про-
тивостояния экспансии китайских комму-
нистов и недопущения распространения
коммунизма
9
.
Дж.Герцог первым применил термин, от-
носящийся к главным действующим си-
лам эпохи холодной войны - «духовно-про-
мышленный комплекс». По его мысли, это
определение существенно отличается от
дефиниции Эйзенхауэра «военно-промыш-
ленный комплекс», поскольку характеризу-
ет «боровшихся за религиозное возрожде-
ние»
10
. Ученый подразделил названный
комплекс на три учрежденческих компо-
нента - политические инстанции, службы
безопасности, общественные институты
- и развернуто поведал об использован-
ных методах и формах для «углубления
духовности» персонала перечисленных
структур
11
. Насыщенным представляется
описание Герцогом активности Президен-
та Трумэна и его администрации в «нара-
щивании религиозности и нравственности
Вооруженных сил США при обеспечении
боеготовности и безопасности нации».
Т.Дж.Ганн рассматривает историю религи-
озного фактора в холодной войне через
призму разработки концепции «амери-
канской национальной религии», опирав-
шейся на три основы: теизм руководства
государства, военное превосходство, ка-
питализм, и прочно связывает генезис
этого явления с холодной войной, «реак-
цией на угрозы со стороны Советского Со-
юза и мирового коммунизма»
12
. Создан-
ное в этих условиях «духовное оружие»
вскоре привело, по выводам историка, к
втягиванию американских религиозных
иерархов и групп в организованный ЦРУ
переворот в Гватемале, а затем - к воору-
женной операции США во Вьетнаме
13
.
Исследование Д.Ситтджа касается сере-
дины холодной войны, конкретно периода
с 1964 по 1975 год, и сконцентрировано
на рассмотрении взаимосвязи «религии,
политики и внешней политики»
14
на эта-
пе, когда проявились и усилились антиво-
енные настроения в США. Указано, что
большинство американцев смирилось