«Международная жизнь»
Валентин Богомазов
192
держал движение «Солидарность» на его
родной земле, запустив духовную револю-
цию по всему советскому блоку»
4
.
Аллен располагает обширными знания-
ми о Ватикане и порой, когда выступа-
ет с призывами к единению наиболее
консервативных сил католицизма (этому
посвящалось его обращение к членам
печально известного образования «Опус
Деи», разделяющих крайне ретроград-
ные позиции), как бы претендует на роль
партнера и собеседника РКЦ. Однако он
явно оказался застигнутым врасплох от-
ставкой Бенедикта XVI и избранием Па-
пой Римским кардинала Х.М.Бергольо из
Аргентины. Эти вопросы оказались, по
сути, за скобками его книги, а ведь имен-
но они занимают сегодня многих в мире.
В своих статьях журналист пытается ра-
зобраться с происходящим сегодня в Ва-
тикане, анализирует инициативы нового
понтифика, строит какие-то прогнозы, но,
как представляется, пока он в поисках
ключа к «загадкам Папы Франциска».
Тем не менее и последняя книга Аллена,
и многие его статьи по католической те-
матике могут быть, полагаем, полезными
при проведении различных исследований.
Интересными считаем и недавно опубли-
кованные в США книги об использовании
религиозного фактора на ряде этапов
холодной войны. В них не только нашли
отражение еще несколько лет назад за-
секреченные данные, но и откровенные
признания особой важности религии в
«налаживании политического противо-
стояния». Назовем некоторые наиболее
показательные в данной связи работы:
T.Jeremy Gunn.
Spiritual Weapons: The
Cold War and the Forging of an American
Na t i ona l Re l i g i on .
Wes t po r t , 2009 ;
Jonathan P. Herzog.
The Spiritual-Industrial
Comp l ex : Amer i ca ’ s Re l i g i ous Bat t l e
against Communism in the Early Cold War.
New York, 2011; William Inboden.
Religion
and American Foreign Policy, 1945-1960:
The Sou l of Conta i nment .
New York ,
2008; David E. Settje.
Faith and War: How
Christians Debated the Cold and Vietnam
Wars.
New York, 2011.
В этих монографиях рассматривается
история холодной войны с точки зрения
США. У.Айнбоден и Дж.Герцог приводят
обстоятельную фактологию места рели-
гии в начале холодной войны и ее вза-
имодействия с внешней политикой Ва-
шингтона. Айнбоден подкрепляет свои
взгляды рассказом о ключевых фигурах
осуществленных мер, а Герцог концент-
рирует внимание на том, что и как было
сделано в США различными институци-
ями и структурами. Т.Джереми Ганн ос-
вещает историю концепции «американ-
ской национальной религии» в увязке со
стремлением руководства государства,
военными, деловым миром обеспечить
религиозную поддержку целям холодной
войны. Д.Сит тдж исследовал тот же во-
прос, но с точки зрения отношения хри-
стианских СМИ и тех дебатов, которые
развернулись в США относительно госу-
дарственной политики в холодной войне
и, в частности, в ходе интервенции во
Вьетнаме. По словам крупного амери-
канского религиоведа Дж.Уолласа, дан-
ные четыре книги содержат историю
стратегического и тактического использо-
вания религии со стороны США во время
холодной войны
5
.
Айнбоден отмечает, что для Сталина была
очевидна значимость религии в куль-
т урной жизни США и он рекомендовал
Громыко, назначенному послом СССР в
США, каждое воскресенье бывать в цер-
кви, слушать проповеди для понимания
их воздействия на американские миро-
воззрение и систему ценностей
6
. Начиная
с 1945 года на состояние ментальности
и нравственности американцев значи-
тельное влияние оказывал Президент