Стр. 195 - листалка

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Валентин Богомазов
194
с итогами войны во Вьетнаме. Но внима-
ние там акцентировано на отказе амери-
канских консервативных христиан отречь-
ся от антикоммунистических убеждений и
создании ими мощной политической силы
- правые христиане. А эта сила, как отме-
чается, привела к власти Рейгана и ведет
настойчивую кампанию по возвращению
тематики холодной войны на центральное
место
15
. Актуальность и оправданность
данного вывода очевидна, по нашему
убеждению, в свете происходящего на ме-
ждународной арене в 2014 году.
Все названные нами авторы задаются
резонным и логичным вопросом, суще-
ствует ли связь между религиозными
делами времен холодной войны и ком-
плексной религиозной действительно-
стью международных отношений начала
XXI века. И следует утвердительный ответ,
хотя и говорится об «отчасти случайном
характере отдельных совпадений».
Что до истории отношений США с Ватика-
ном, то американские специалисты еди-
ны в том, что назначение Президентом
Ф.Рузвельтом во время Второй мировой
войны своим личным представителем при
Святом престоле М.Тейлора оказалось
весьма продуктивным. Именно этот эмис-
сар доставлял и передавал прямо в руки
Пия XII послания Рузвельта, непосредст-
венно обсуждая поднятые в них вопросы.
Трумэн сохранил такой канал и продолжал
пользоваться им на раннем этапе холод-
ной войны
16
. Взаимодействие официаль-
ного Вашингтона и Ватикана получило со
временем, констатируют историки, значи-
тельное развитие, что особо проявилось
после избрания Иоанна Павла II и про-
возглашения Рейганом приверженности
идеалам веры и свободы
17
. Ватикан од-
нозначно трактуется давним и надежным
союзником США. Мелькают интересные
выводы о природе современной религи-
озной жесткости, проявляемой в церков-
ных и околоцерковных кругах. Герцог, к
примеру, убежден: «Всплеск нынешнего
религиозного консерватизма подзаряжа-
ется и наследием духовно-промышленно-
го комплекса»
18
.
Все говорит за то, что изучение связи
религии и политики во время холодной
войны будет продолжено с новыми и,
возможно, неожиданными умозаключе-
ниями. Ждут ведь своего рассекречива-
ния документы 1970-1980-х годов. При
этом ряд современных выводов запад-
ных политологов, включая процитирован-
ные нами, вряд ли прозвучали бы в ходе
жесткой идеологической конфронтации
Запад - Восток. Надеемся, что последует
реакция академического мира Запада и
на реверсные кульбиты столиц атлантиче-
ских государств в отношении нашего Оте-
чества в 2014 году. Особо хотим выделить
раздающиеся там у тверждения, будто
Советский Союз с его коммунистической
идеологией, по крайней мере, оставался
в рамках выработанной на Западе сис-
темы идей, в то время как новая Россия
возвращается к собственным традици-
онным ценностям, коренящимся в пра-
вославии, и вследствие этого становится
еще менее понятной
19
.
Как бы ни относились в западном мире к
нашим предостережениям об опасности
восприятия России в качестве против-
ника, в центре начинающихся дебатов,
полагаем, окажутся мысли, изложенные
С.В.Лавровым на протокольном меро-
приятии по случаю православной Пасхи
28 мая 2014 года. Там тогда было ска-
зано: «Мы никому не навязываем свою
точку зрения и убеждения, но уверены,
что в современном мире необходимо
признавать право друг друга быть раз-
ными, без чего немыслимо демократиче-
ское развитие ни внутри государства, ни
на международной арене. Нет сомнений,
что унылое однообразие в духе «конца