Октябрь, 2017
Трампизм и международные отношения: мир на пороге деидеологизации?
75
Ватикана призваны были стать крупнейшая универсалистская импе-
рия и династия, хранившая преданность католицизму (Габсбурги).
В результате на территории Европы развернулось эпическое по-
литико-идеологическое противостояние, приведшее к ряду крупных
международных военных конфликтов, апофеозом которых стала
разрушительная Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), в ходе кото-
рой погибло и вымерло от голода и болезней, по разным данным,
от трети до половины населения Центральной Европы (прежде
всего Германии). Разрушительность ценностно-мотивированного
конфликта (ориентированного на полную победу над идейным про-
тивником и его уничтожение) заставила противостоящие стороны
задуматься о поисках выхода из многолетнего конфликтного цикла
и привела к обсуждению, а затем и утверждению новых принци-
пов международных отношений (суверенитета, невмешательства во
внутренние дела и т. д.), которые затем оттачивались и совершенст-
вовались на протяжении примерно трех столетий - вплоть до окон-
чания Второй мировой войны.
Тридцатилетняя война и заключение Вестфальского мира принесли
результат, которым только и может окончиться столкновение мировоз-
зренческих систем: они не в состоянии примириться друг с другом, не
отказавшись от своих догматов, но способны сосуществовать и сохра-
нять статус-кво в условиях примерного равенства сил. Признание ста-
тус-кво равноправия католичества и протестантизма означало секуля-
ризацию внешней политики, ее «падение» с высот защиты истинной
веры и обращение к прагматизму государственных интересов.
Вестфальский мир закрепил архитектуру единой системы между-
народных отношений в Европе, в которой уже не было места идео-
логии (религии). А главная сюжетная линия международных отно-
шений начала строиться вокруг борьбы национальных интересов
государств, конструирования баланса сил - своего рода аналога вну-
триполитического механизма «сдержек и противовесов» для обес-
печения международной безопасности в мире, лишенном карающей
руки и покровительства универсальной империи и легитимирую-
щей религиозной санкции. Длительная эпоха, как сейчас сказали
бы, «ценностной политики» подошла к концу. Наступила эра «ре-
альной политики» (realpolitik), «национальных интересов» и «гео-
политических» проектов.
Новый продолжительный цикл идеологизации международных
отношений стартовал в середине XX века и был встроен в систему