Стр. 76 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Эдуард Соловьев
74
Приход Трампа к власти продемонстрировал реальный раскол
элиты. Внутри американского правящего класса все более явно
выделяются два основных сегмента с несовпадающими образами
прошлого (что наглядно показала начатая в августе событиями в
Шарлотсвилле «война памятников») и будущего, фактически всту-
пивших за это будущее в борьбу. Одна часть элиты (преимущест-
венно республиканцы) демонстрирует заинтересованность в адап-
тации политики США и стран Запада к условиям формирующегося
полицентричного миропорядка, но предполагает действовать в воз-
никающем полицентричном мире с позиции силы и максимизации
собственных преимуществ. Другая, также состоящая из разных по
идейной и политической ориентации групп - от либеральных интер-
венционистов и левых либералов до неоконов, - готова жестко вы-
ступать с позиций максимальной пролонгации «униполярного мо-
мента», продвижения глобалистской повестки дня и сопротивления
процессам размывания глобального политического лидерства США.
Исход противостояния отнюдь не предрешен, и пока мы наблюдаем
только первый акт этой политической драмы.
КРИЗИС ЛИБЕРАЛЬНОГО МЕЙНСТРИМА
И ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСТОРИИ
Приход к власти в США Д.Трампа придал импульс и серьезным
трансформациям, происходящим в современной системе междуна-
родных отношений. В первую очередь это касается наличия так на-
зываемого «либерального идеологического консенсуса» стран Запа-
да и вообще роли идеологии в мировой политике. Нельзя сказать,
что идеологизация международных отношений уникальна и ограни-
чивается только современным этапом их развития. В европейской
истории Нового времени присутствует по меньшей мере один дли-
тельный период доминирования «ценностных» подходов и идеоло-
гических установок в рамках системы международных отношений.
Это период Реформации и католической реакции на нее. Реформа-
ция разрушила единство Римско-католической церкви и - с Тридент-
ского собора (1545-1563 гг.) до Вестфальского мира (1648 г.) - по-
ставила борьбу католицизма и протестантизма в центр европейской
политики. Наместники престола Св. Петра поставили своей полити-
ческой целью искоренение протестантской ереси. Карающей рукой