Октябрь, 2017
Исламофобия как угроза международной и национальной безопасности
157
Представляется важным замечание
автора, что концепция диффамации ре-
лигий еще более отчетливо выкристал-
лизовывалась в сознании населения
западных стран как противоречивый
вопрос после террористических атак
11 сентября 2001 года, а также после
других инцидентов, в том числе убий-
ства голландского кинорежиссера Тео
ван Гога в ноябре 2004 года, негодо-
вания мусульман всего мира по поводу
публикации оскорбительных карикат ур
на пророка Мухаммеда в датской газете
«Jyllands-Posten» в сентябре 2005 года и
появления голландского фильма «Fitna»
в Интернете в марте 2008 года (с. 82).
Нельзя не согласиться с автором по по-
воду издевательской настойчивости не-
которых западных СМИ, продолжавших
упорствовать в проявлении своего неве-
жества и оскорблять религиозные чувст-
ва мусульман.
Самого автора отличает исключитель-
но интеллигентный стиль подачи сво-
их соображений по рассматриваемой
теме. Именно с политиками такого ка-
либра можно и нужно вести диалог ци-
вилизаций. Весьма уместно он упоми-
нает статью 19 Международного пакта
о гражданских и политических правах
(МПГПП), принятого в 1966 году: «Каж-
дый имеет право на свободу самовыра-
жения. Реализация этих прав сопряже-
на с определенными обязанностями и
ответственностью. Таким образом, она
может быть подвержена некоторым ог-
раничениям в рамках действующего за-
конодательства, требующего уважения
к правам и репу тации других, защиты
национальной безопасности, обществен-
ного порядка, здоровья людей или прин-
ципов нравственности» (с. 83). Не без
сожаления автор отмечает, что на Запа-
де годами крепла оппозиция резолюции
о борьбе с диффамацией религий, выд-
винутой по инициативе ОИС, и коалиция
правительственных чиновников, полити-
ков, защитников прав человека и религи-
озные группы яростно опротестовывали
эту резолюцию по многочисленным осно-
ваниям (с. 85).
Правительство Соединенных Штатов
в своих официальных заявлениях с три-
буны ООН, в частности в своих разъясне-
ниях по поводу голосования, утвержда-
ло, что концепция диффамации религий
использовалась некоторыми государ -
ствами-членами для оправдания «пы-
ток, практики тюремного заключения и
других форм злоупотреблений властью».
Соединенные Штаты считали, что кон-
цепция «диффамации религий не поддер-
живается международным законодатель-
ством» и что усилия, направленные на
борьбу с «диффамацией религий, обычно
приводят к ограничениям свободы мыс-
ли, совести, вероисповедания и самовы-
ражения».
Они заявляли, что концепция диффа-
мации религий была внутренне порочна.
Позиция США заключалась в том, что с
юридической точки зрения концепция
была в высшей степени проблематичной
и что действующие законы в области прав
человека защищают отдельных граждан, а
не религии, идеологии или убеждения.
США утверждали, что концепция была
направлена на распространение идеи
о том, что религия сама по себе может
быть объектом защиты согласно зако-
нодательству о правах человека, тем са-
мым потенциально ослабляя механизмы
защиты, предназначенные для отдельных
граждан. Более того, они заявляли, что
«диффамация» имеет конкретное значе-
ние в правовом поле и используется в