Владимир Соколов
158
«Международная жизнь»
национальных правовых системах, что
делает этот термин совершенно непри-
годным для использования в контексте
«религий». Однако Соединенные Штаты
не поддерживают высказываний, на-
правленных на оскорбление религиоз-
ных традиций, и стремятся к утвержде-
нию атмосферы толерантности, уважения
и взаимопонимания. США осуждают дис-
криминацию на основе таких категорий,
как расовая и гендерная принадлеж-
ность, этническая группа, вероиспове-
дание, и поддерживают международные
усилия, направленные на борьбу с такой
дискриминацией. США согласны с тем,
что религия - центральный организа-
ционный принцип для многих обществ,
и выражают солидарность с теми, кто
стремится распространять принципы
толерантности и решительно выступает
против оскорбительных высказываний.
Подводя итог разъяснению своей по-
зиции, США указали, что, несмотря на
словесные выпады, ограничения прав
граждан не являются подходящей ме-
рой для достижения поставленной цели
(с. 87-89).
Несколько западных специалистов в
области права критиковали мнение ОИС
о том, что принижение ислама и его свя-
щенных символов является нарушением
статей 18, 19 и 20 МПГПП. Статья, опу-
бликованная в юридическом журнале
Гарвардского университета, суммирует
все аргументы этой критики: a) резолю-
ции ОИС преследовали цель защитить
религиозные инстит уты, а не граждан,
и они в значительной степени противо-
речили стандартам в области прав че-
ловека; b) статья 20 МПГПП и статья 4
Международной конвенции о ликвида-
ции всех форм расовой дискриминации
(МКЛРД) были изначально предназначе-
ны для защиты граждан, а не религиоз-
ных заведений, и они предусматривают
определенные исключения, касающие-
ся фундаментального права на свободу
самовыражения, но не могут представ-
лять основу права сами по себе; c) ста-
тья 20 (2) МПГПП не создает самостоя-
тельного права, которое зафиксировано
в статьях 18 и 19.
На этом фоне небольшая группа ан-
тиисламских активистов в США начала
кампанию, направленную на то, чтобы
настроить западное общество против
ОИС, представляя ее в негативном свете
для подрыва репутации. Их целью было,
помимо всего прочего, оказать давление
на администрацию США, в том числе и
на Конгресс, для того чтобы они заняли
антиисламскую позицию. К сожалению,
считает автор, образ ОИС был серьезно
опорочен в результате активного лоб-
бирования, направленного на «демони-
зацию» самой резолюции (с. 89). Сам
Экмеледдин Ихсаноглу ощу тил острую
необходимость предложить ряд иници-
атив правительству США для оказания
поддержки позиции ОИС, до того момен-
та пока негативная кампания не станет
реальностью для политиков этой страны.
Он начал контактировать с различными
влиятельными фигурами в американских
политических кругах и разъяснять им по-
зицию ОИС, которая подтвердила свою
приверженность не только к отстаиванию
и поддержанию прав человека и его ос-
новных свобод, включая свободу само-
выражения, но также и к деятельности в
интересах всех сообществ по борьбе с
нетерпимостью и подстрекательством к
ненависти и насилию.
Усилия автора, связанные с представ-
лением ОИС как конструктивного и дея-
тельного партнера в деле поддержания и