Стр. 158 - V

Упрощенная HTML-версия

Владимир Соколов
156
«Международная жизнь»
сама по себе тоже разнообразна в пла-
не культуры, религии, политики, эконо-
мики и истории. Не существует «единой
европейской идентичности». Несмотря
на значительную степень гомогенизации,
привнесенной усилиями Европейского
союза, силы глобализации не воздейству-
ют на все европейское общество одним
и тем же образом.
Некоторые СМИ в Европе стали испы-
тывать обеспокоенность по отношению
к исламу, в основном в связи с такой
проблематикой, как радикализация, экс-
тремизм, отчужденность, процесс фор-
мирования гетто, бедность, неравенство
полов и особенно терроризм (с. 47). Хотя
автор связывает подобные тревожные
симптомы с так называемой обеспокоен-
ностью СМИ, они, эти симптомы, конечно
же, являются исторически глубинными по
своему зарождению и связаны с колони-
альной политикой Запада на родине ис-
ламских народов.
Несмотря на то что за последние годы
сформировались различные виды му -
сульманских гражданских обществ для
урегулирования различных проблем в
странах пребывания, все больше обсто-
ятельств указывают на то, что в Европе
нарастает подозрительность, враждебное
чувство, дискриминация, предубеждение
и насилие по отношению к мусульманам.
Наиболее существенным фактором,
на наш взгляд, подпитывающим «ислам-
ский экстремизм», являются несколько
приглушенные в книге проблемы без-
работицы и социально-дискриминаци-
онные меры (с. 58) . Хотя Э.Ихсаноглу
констатирует усиливающуюся поляриза-
цию, особенно в контексте культ урных
и религиозных различий, он не раскры-
вает содержание культ урного фактора,
связанного с менталитетом или виде-
нием мира. Значительно более развер-
ну то автором представлены вызовы
времени, такие как поиск действенного
ответного реагирования на различные
дискриминационные практики, решение
проблемы неблагоприятных экономиче-
ских и политических условий и жизнен-
ных лишений, преодоление пагубных
последствий разногласий и расхождений
во мнениях между разными поколения-
ми в одних и тех же семьях и сообщест-
вах, нахождение самими мусульманами
способа того, как им эффективно реа-
гировать на призывы по налаживанию
контроля за распространением «экстре-
мистской идеологии».
Исключительно важной для осмысле-
ния всего комплекса проблем исламо-
фобии является Глава 4, посвященная
свободе самовыражения на фоне усма-
триваемых автором клеветнических заяв-
лений, оскорбляющих чувства верующих.
Автор отмечает, что дискуссия по этой
проблематике не только вызвала массу
разногласий и противоречий, но пагубно
сказалась на взаимоотношениях меж-
ду странами - членами ОИС и Западом
(с. 77). Свобода выражения мнений, ут-
верждает он, является фундаментальным
правом, но при этом оно не абсолютно.
Оно сопряжено и с ответственностью
(с. 78). Он призывает к поиску разумного
баланса между правом на свободу слова
и правом на человеческое достоинство.
Несмотря на то что резолюция «Борьба
против диффамации религий» была изна-
чально поддержана всеми и единогласно
одобрена, впоследствии группа, пред-
ставляющая западные страны, решила,
что эта резолюция несовместима с их
пониманием свободы выражения своего
мнения, и проголосовала против ее при-
нятия (с. 79).