Стр. 157 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2017
Исламофобия как угроза международной и национальной безопасности
155
носит оскорбление исламу и пророку Му-
хаммеду (мир ему), состоялись массовые
общественные протестные акции во всех
странах мусульманского мира, повлек-
шие за собой многочисленные жертвы
среди людей» (с. 27).
«Нет никакого сомнения в том, что
масштаб и накал антимусульманских
настроений значительно возросли после
террористических актов в США 11 сентя-
бря 2001 года» (с. 54), - признает автор.
В этой связи несомненно важно заме-
чание Э.Ихсаноглу о том, что существует
небольшая, но заметная группа, состо-
ящая из ярых мусульман, которая при-
бегает к террору, отрицает всякую де-
мократию, выступает против равенства
полов и ориентируется на антизападную
пропаганду (с. 57).
Автор выст упил с осуждением этого
фильма, но он же осудил и убийство аме-
риканских официальных лиц, и нападение
на американское посольство в Каире,
настаивая на том, «что выражение гнева
и общественное порицание не должно
происходить в форме убийства людей или
разрушения имущества» (с. 27).
Безусловно, важен авторитет Э.Ихсаноглу,
осуждающего акты варварства. На Вос-
токе вообще значение мудрецов мира
трудно переоценить, учитывая миллионы
невежественных масс, легко поддающих-
ся насильственной идеологии. Отсутствие
таких личностей, как Ганди, особенно
ощутимо теперь. Термин «исламофобия»
трактуется автором как предупреждение
нетерпимости и дискриминации в отно-
шении мусульман и ислама (с. 34). Он
приводит также полезное определение
этого понятия, выработанное ОИС: «Исла-
мофобия является современной формой
расизма и ксенофобии, мотивированной
необоснованным страхом, недоверием
и ненавистью к мусульманам и исламу.
Исламофобия также проявляется в не-
терпимости, дискриминационной практи-
ке, несправедливости, предубеждении,
стереотипном восприятии, враждебном
отношении и резонансной публичной
риторике в превратном ключе. Буду -
чи отличной от классического расизма
и ксенофобии, исламофобия, главным
образом, основана на клеймении рели-
гии и ее приверженцев. И в этом смысле
исламофобия наносит публичное оскор-
бление мусульманам, принижая их че-
ловеческое достоинство и пренебрегая
правами человека, которыми они наде-
лены» (с. 36).
Рассуждения Э.Ихсаноглу - это свое-
образное погружение в проблемы самобыт-
ности, которые до сих пор с трудом осозна-
ются сторонниками других верований.
Ошибочным и вредоносным считает
автор понятие «европейский ислам», но
в действительности история ислама не-
отделима от истории Европы. «Это - исто-
рическая реальность, которая распро-
страняется на многие сотни лет. Ислам и
мусульмане составляли основное ядро в
процессе развития многих европейских
форм культуры. В свою очередь, влияние
Европы на ислам было тоже внушитель-
ным» (с. 43). Отправной точкой своего
исследования Э.Ихсаноглу считает тот
факт, что миллионы мусульман на сегод-
няшний день - граждане Европы или ее
жители. Особое внимание привлекает
высказывание о том, что в будущем му-
сульманское население Европы будет
только увеличиваться (!) и становиться
все более влиятельной силой (с. 45) .
Многие мусульманские семьи жили в Ев-
ропе на протяжении столетий, тогда как
другие - всего лишь в течение нескольких
лет (с. 48). А Европа, напоминает автор,