Стр. 160 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
154
Следует также отметить, что Романовы не сделали для себя ни-
каких выводов по поводу неудачи проекта Екатерины II расселить и
обустроить евреев в России. Правящая династия вплоть до развала
Российской империи продолжала неукоснительно руководствоваться
ее наставлением в оценке российских евреев. Императрица повелела,
как говорится, раз и навсегда рассматривать еврейское сообщество в
России не иначе как социальную прослойку. В этой связи становит-
ся понятным, почему самодержавные власти в своей последующей
законотворческой деятельности делали ставку прежде всего на «ев-
рейский торгово-промышленный класс» - видимую часть айсберга
еврейского сообщества. Этнические процессы, имевшие место в ев-
рейской среде, не рассматривались и в расчет не брались.
Однако необходимо было учитывать, что восточные евреи-ашкена-
зи, вошедшие в состав Российского государства, представляли собой
этническую группу, то есть часть еврейского этноса(!). Как известно, в
исторической науке под этносом понимается исторически сложившаяся
на определенной территории устойчивая межпоколенная общность лю-
дей, относительно стабильная, обладающая одинаковыми особенностя-
ми культуры (включая язык), психики, а также самосознания, то есть по-
нимания своего единства и отличия от других подобных общностей.
Царская администрация лишь фиксировала внешние перемены
в еврейской среде, с опозданием реагируя на новые вызовы и угро-
зы. По этому поводу глава кабинета министров России С.Ю.Витте
(1903-1906 гг.) в одиночку бил тревогу. Он указывал, что евреи, со-
ставляя менее 5% населения империи, рекрутировали из своих ря-
дов 50% всех революционеров. В итоге на заключительном этапе
правления Романовых еврейские пассионарии стали все активнее
заявлять о себе на внутриполитической арене страны, единодушно
выступая против косности и инертности самодержавной власти.
Практический опыт подсказывает, что любая ошибка обязательно
цепляет за собой другую. В создавшихся условиях царские власти не
смогли должным образом оценить для себя опасность международного
сионизма, набиравшего силу накануне Первой мировой войны. Как это
ни парадоксально звучит, царизм проявил в данном конкретном слу-
чае «местечковый» подход исключительно с российского угла в оценке
этого нового явления в международной жизни. Правители России, пер-
воначально сочувствуя сионизму как движению за переселение евреев
в Землю обетованную, вскоре резко выступили против сионистов, про-
пагандировавших еврейское национальное отчуждение внутри России.