Стр. 159 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
153
ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В ОТНОШЕНИИ ЕВРЕЕВ
НАКАНУНЕ КРАХА САМОДЕРЖАВИЯ
Николай II вслед за своими предками всегда предпочитал под ка-
ким-либо благовидным предлогом уклониться от участия в теологи-
ческих спорах, имевших место в высших эшелонах власти. Не про-
являл он интереса и к обсуждению религиозных аспектов еврейского
вопроса в России, хотя по своему положению царь должен был па-
тронировать такого рода дискуссии и направлять их в нужное русло.
Напомню, что российские правители представляли собой не только
монархов самодержавных, но являлись и духовными лидерами пра-
вославного мира.
В своей социальной политике российские самодержцы традици-
онно опирались на принцип веротерпимости. Этот принцип, возве-
денный Романовыми практически в абсолют, позволял мирно со-
существовать в российском обществе и сторонникам христианской
веры, и последователям иудаизма. Царские власти, как уже отмеча-
лось, неизменно прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить
столкновений на религиозной почве, жестко пресекая подобного
рода конфронтацию. Вот почему в России за всю ее историю не
было религиозных войн и затяжных конфликтов между привержен-
цами тех или иных религиозных культов.
Однако дом Романовых за весь более чем 300-летний период пре-
бывания у власти так и не смог добиться сближения православных
и иудеев в российском обществе. Иудаизм, в отличие от ислама и
буддизма, никогда не провозглашался в качестве официальной рели-
гии в русских землях. Идеологические триады царизма как в мир-
ное время - «Православие, самодержавие, народность», так и в годы
военного лихолетья - «За веру, царя и Отечество» не учитывали
присутствия евреев в составе населения России.
Никто из Романовых не удосужился внести коррективы в оценку,
данную евреям императрицей Елизаветой Петровной. Граждане Рос-
сии - лица иудейского вероисповедания - практически до крушения
самодержавия в феврале 1917 года продолжали носить клеймо «врагов
Христовых». В итоге духовный водораздел между православными ве-
рующими и лицами иудейского вероисповедания в годы царствования
Романовых так и не был преодолен. Безусловно, такого рода действия
царизма не способствовали проявлению положительной комплимен-
тарности в отношениях между великороссами и евреями.