Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
155
При поддержке международного сионизма евреи-ашкенази, буду-
чи гражданами Российской империи, получили возможность, по сути
дела, на равных вести диалог с центральной властью. Укрепление их
позиции в российском обществе обуславливалось следующими факто-
рами: во-первых, становление сионистского движения на международ-
ной арене на рубеже XIX-XX веков свидетельствовало о достижении
организационного единства западных евреев-сефардов и восточных
евреев-ашкенази, среди которых большинство составили подданные
Российского государства. Во-вторых, в начале XX века к руководству
сионистским движением на смену сефардам во главе с Т.Герцлем при-
шли восточные евреи-ашкенази. Именно из их среды вышли видные
деятели сионистского движения, которые родились, выросли и получи-
ли образование в царской России.
В первую очередь следует назвать Х.Вейцмана, избранного первым
президентом Государства Израиль, Г.Меир, первого посла Израиля в
СССР, впоследствии ставшей и премьер-министром Израиля. Урожен-
цами Российской империи были и главы кабинета министров Израиля
Ш.Перес, И.Шамир и т. д. В итоге именно российские евреи-ашкена-
зи при опоре на мировой еврейский капитал и при поддержке запад-
ных политиков внесли решающий вклад в превращение мирового ев-
рейства в суперэтнос. Если в первом тысячелетии мировое еврейское
сообщество, согласно учению Л.Н.Гумилева об этногенезе, класси-
фицировалось как блуждающий суперэтнос, то в начале ХХ века ев-
рейский суперэтнос, должным образом организованный и структури-
рованный, по сути, сложился заново и заявил о своих правах на земли
в Палестине.
Все эти перемены сказались на росте социально-политической ак-
тивности евреев-ашкенази в России и радикализации их взглядов. Рос-
сийские евреи стали придерживаться твердой убежденности, что их
полноправие может быть достигнуто только путем свержения царской
власти. Грядущая революция 1917 года рассматривалась ими не иначе
как приход Мессии. Приток евреев в российское революционное дви-
жение постоянно возрастал. В этих условиях царизму противостояла
уже не еврейская прослойка и даже не отдельный, самодостаточный эт-
нос, а российские евреи-ашкенази, ставшие передовым отрядом еврей-
ского суперэтноса, ведущим актором международного сионистского
движения. К такому развитию событий династия Романовых оказалась
явно не готова. После свержения самодержавия в феврале 1917 года ев-
рейский вопрос в России приобрел новое измерение.