Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
141
Развитие еврейского земледелия регулировались при Николае I
Уставом рекрутской повинности и военной службы евреев (1827 г.)
и новым «Положением о евреях». Император особо подчеркивал,
что главной задачей являлось создание среди евреев слоя не зем-
левладельцев, а земледельцев. Поэтому в этих документах устанав-
ливались следующие льготы: евреям-земледельцам, а также их де-
тям предоставлялось освобождение от рекрутской повинности на
50 лет, а также освобождение от подушной подати на 25 лет. Но чи-
сло евреев-земледельцев росло медленно и в 1837 году составляло
всего лишь 5 тыс. семейств. От земледелия евреи по традиции про-
должали уклоняться.
В сфере образования основной задачей было учреждение еврей-
ских казенных училищ. Эти светские учебные заведения необхо-
димо было противопоставить замкнутой кагальной талмудической
школе. Однако в 1855 году соотношение этих учебных заведений
было еще не в пользу светских школ: в казенных училищах учились
3 тыс. 200 евреев, а в зарегистрированных талмудических классах
еврейских общин - 70 тыс. еврейских учащихся
22
.
Созданию стройной государственной системы образования, орга-
низации земледельческих колоний, а также набору рекрутов в ме-
стах расселения евреев не способствовало большое число распо-
ряжений и указаний, поступавших как из центра, так и от местной
администрации. Ни Еврейский комитет, учрежденный в 1823 году,
ни Комитет для определения мер коренного преобразования евреев
в России (1840 г.) разъяснений на этот счет не давали, что порожда-
ло большое число домыслов и небылиц.
Например, в период правления Николая I предметом широкого об-
суждения стало правительственное решение об уничтожении юри-
дической самостоятельности кагалов (1844 г.) и утверждение долж-
ностей раввинов в качестве правительственных чиновников. Многие
рассматривали эти решения как покушение на устои религиозной
жизни евреев. Однако речь шла в первую очередь о качественных пе-
ременах, имевших место в структуре кагалов. Кагал как расово-рели-
гиозная замкнутая община во главе с раввином уступал место еврей-
ской общине как социальной единице во главе со своим старостой.
В годы правления Николая I некоторые исследователи рассматривали
такого рода перемены не иначе как поход российского самодержавия
против евреев. Именно такую оценку политики царизма в отношении
евреев дает Ю.Гессен в своей книге «Жизнь евреев в России»
23
.