«Международная жизнь»
Юрий Булатов
142
Ну, что ж, если был поход, значит, должны быть и его резуль-
таты. Давайте сравним положение русского мужика-крестьянина
и городского еврея в России под занавес правления Николая I, то
есть в канун отмены крепостного права. Русский мужик как до,
так и после отмены крепостного состояния подвергался телес-
ным наказаниям и исправно нес рекрутскую повинность; еврей,
проживавший в городе, имел личную свободу, на него не распро-
странялись телесные наказания, а всеобщая повинность для него
стала обязательной лишь по Военной реформе 1874 года. Социаль-
ное положение русского крестьянина, как вполне понятно, также
отличалось от городского жителя, как мещанина, так и тем более
купца. Все евреи в XIX веке в России имели годичные паспорта,
а русский мужик, точнее, советский колхозник, получил паспорт
только во времена правления Н.С.Хрущева (1953-1964 гг.). Для рус-
ского крестьянина околица собственной деревни при Николае I пред-
ставляла собой такую же черту оседлости. Для еврея черта осед-
лости определялась территорией, равной по площади территориям
Германии и Франции вместе взятым. Евреи имели возможность
эмигрировать из России. Русскому мужику его уровень культуры и
грамотности не позволял уйти даже во «внутреннюю эмиграцию».
О каком походе Николая I против евреев могла идти речь? Может
быть, лучше ответить на другой вопрос: кому на Руси во времена
крепостничества было жить хорошо?
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ АЛЕКСАНДРА II И АЛЕКСАНДРА III
В ОТНОШЕНИИ ЕВРЕЕВ В ПЕРИОД РЕФОРМИ КОНТРРЕФОРМ
Александр II, вступив на престол, в коронационном Манифесте
(1856 г.) провозгласил решение еврейского вопроса одной из главных
задач своего царствования. Он, в частности, повелел «пересмотреть
все существующие о евреях постановления для соглашения с общи-
ми видами слияния сего народа с коренными жителями страны». Как
отмечал А.И.Солженицын, если «при Николае I правительство стави-
ло задачу - сперва реформировать еврейский внутренний быт, посте-
пенно разряжая его через производительный труд и образование, то
при Александре II, напротив, правительство начало с быстрого сня-
тия внешних стеснений и ограничений, не доискиваясь до возмож-
ных внутренних причин еврейской замкнутости»
24
.