Стр. 146 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
140
дейского населения, ассимиляторский курс Николая I по отношению к
евреям всегда носил религиозную окраску. Широкий массив архивных
документов второй четверти XIX века позволяет нам характеризовать
императора как стойкого защитника православной веры и ревностного
сторонника сближения православных и иудеев в российском обществе.
По мнению Николая I, достичь должного их сближения было воз-
можно лишь при уважительном подходе к иудейской вере и соответ-
ствующем отношении к служителям этого религиозного вероуче-
ния. Например, в общем сводном «Положении о евреях», изданном
в 1835 году, подтверждалась защита всех прав еврейской религии;
для раввинов вводились награды и объявлялось о присвоении им
прав купцов первой гильдии. Указом Николая I (1827 г.) раввины
были освобождены от рекрутской повинности. В 1847 году импера-
тор также дал согласие на устройство «раввинских» училищ в Виль-
но и Житомире для подготовки преподавательских кадров.
Главными направлениями политики царского правительства в
отношении евреев было уравнение всех евреев с русским населени-
ем в несении государственных повинностей, развитие еврейского
земледелия в России и привлечение еврейской молодежи в средние
и высшие учебные заведения. В первую очередь речь шла о при-
влечении иудеев к всеобщей рекрутской повинности. По замыслу
чиновников, 25-летняя рекрутчина должна была способствовать
привлечению еврейских новобранцев к традиционным ценностям
российского общества, в том числе и к православию.
Этой же цели служил и набор рекрутских кантонистов из чи-
сла несовершеннолетних еврейских мальчиков, начиная с возраста
12 лет. По окончании военной службы все они получали право на
оседлость во внутренних губерниях империи. Число кантонистов
из евреев, набиравшихся на военную службу, в основном было
пропорционально доле еврейского населения в России. Кстати, из
семей кантонистов вышли как выдающиеся деятели, так и антиге-
рои. Положительным примером может, например, служить выдаю-
щийся художник И.Е.Репин, родившийся в семье еврейского кан-
тониста в военном поселении на Украине. Творчество И.Е.Репина
и по сей день является национальным достоянием и гордостью
России. Герой со знаком «минус» - другой потомок кантониста
Я.М.Свердлов, родившийся в Нижнем Новгороде, - глава Совет-
ского государства, санкционировавший расстрел императора Ни-
колая II и всей его семьи.