Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
139
Потерпела фиаско и попытка привлечь молодое поколение иуде-
ев в светские школы, гимназии и университеты. На первоначальном
этапе обучения даже планировалось начислять еврейской молодежи
стипендии, хотя православные юноши такой стипендии не имели.
Но евреи не воспользовались этой льготой.
Александру I так и не удалось сблизить православных и иудеев
в российском обществе. Но император, по сути дела, к этому и не
стремился. Его политика носила исключительно комплиментарный
характер по отношению к иудеям. Как мы уже отмечали, неравно-
душен он был и к демонстрационным эффектам. Более того, им-
ператор никогда и не помышлял предпринимать какие-либо меры
по реформированию еврейской общины в России. По его мнению,
госаппарат и кагальная система самоуправления в черте оседло-
сти взаимно дополняли друг друга. Кагалы поддерживали соци-
альную стабильность в черте оседлости и тем самым демонстри-
ровали свою лояльность самодержавной власти. Невмешательство
Александра I в дела еврейских самоуправлявшихся общин в России
обеспечивало известный комфорт его правлению.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I
В недавнем прошлом в исследованиях, посвященных истории Рос-
сийского государства в годы правления Романовых, некоторые авторы
традиционно представляли Николая I в образе царя-солдафона и ан-
тисемита. С такого рода подходами, к сожалению, приходится иногда
сталкиваться и сегодня. Однако если отбросить политическую конъ-
юнктуру времен СССР в оценках «проклятого самодержавия» и осво-
бодиться от ходульных штампов в изложении истории Отечества, то
политический портрет Николая I приобретает иные окраски.
Именно еврейская тема в политике Николая I служит благодат-
ным материалом для того, чтобы пересмотреть прежние стереоти-
пы в оценках деятельности этого представителя дома Романовых. Не
все знают, что именно в годы царствования Николая I (1825-1855 г.)
было принято более половины всех законодательных актов о евреях,
если вести отсчет от вступления на престол царя Алексея Михайло-
вича (1645 г.) до гибели императора Александра II (1881 г.). Следует
также подчеркнуть, что в отличие от своего брата Александра I, стре-
мившегося решить еврейский вопрос в России через просвещение иу-