Стр. 144 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
138
сефарды прилагали все усилия, чтобы укрепить свою националь-
ную идентичность, то есть сохраниться как нация внутри нации.
В России, в пределах расселения восточных евреев-ашкенази,
наблюдалась иная картина. Поскольку в России сохранялись фео-
дальные отношения, позиции кагального сообщества иудеев после
окончания Отечественной войны 1812 года еще больше окрепли.
Кагальные старшины при опоре на раввинат регламентировали все
стороны жизни еврейского населения, сосредоточив в своих руках
воспитательные, образовательные, административные, политиче-
ские, фискальные, судебные и другие функции. Включение царства
Польского в состав Российской империи привело к дальнейшему
увеличению численности иудеев в российском обществе. С этого
момента их счет в России пошел на миллионы. Таким образом, пе-
ремены в международной обстановке по итогам Венского конгресса
(1815 г.) способствовали развитию еврейского сообщества в России
как государства в государстве и как нации внутри нации.
Александр I, что казалось тогда, пытался вывести основные массы
еврейского населения из-под влияния кагала. Император даже допу-
скал возможность ущемления некоторых прав православного населе-
ния в пользу евреев. Например, он реанимировал план своей бабушки
Екатерины II, целью которого было переселение евреев в Новороссию.
Теперь российские власти предлагали еврейским переселенцам новые
льготы: предоставление 40 десятин казенной земли в потомственное
владение на семью (средний крестьянский надел по России составлял
всего лишь несколько десятин, редко за десять); постройку для них
рубленых изб, хотя у большинства населения Новороссии дома были
глинобитные, и т. д. Но эти меры Александра I не нашли должного от-
клика среди российских евреев, ибо иудейская вера не позволяла им
становиться земледельцами, поскольку все неизбежно должны были
уехать в Землю обетованную. Местные власти Новороссии также до-
кладывали в центр: «Ожидая Мессию, евреи считают себя временны-
ми обывателями края и не хотят заниматься земледелием».
При непосредственном участии императора в 1817 году было
учреждено «Общество израильских христиан», то есть евреев, пе-
решедших в христианство. Речь шла в первую очередь о еврейских
ремесленниках и торговцах, которые, перейдя в православие, полу-
чили ряд весомых преимуществ: им разрешалось торговать и зани-
маться ремеслами повсюду на территории России, не записываясь в
цеха и гильдии. Но и этот план евреи не поддержали.