Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
137
сы: считают ли евреи французов чужими или братьями? считают
ли они Францию своей родиной, законы которой обязательны для
них? Еврейские делегаты авторитетно заявили, что еврейской на-
ции больше не существует, что они больше не желают жить в за-
крытых самоуправляемых общинах и что во всех отношениях они
считают себя французами, а никем иным
20
.
В том же, 1807 году Александр I учредил Институт еврейских де-
путатов (1807-1825 гг.), обеспечивавший постоянный диалог евреев
с верховной властью и обсуждение вопросов еврейской жизни. По
рекомендации еврейских депутатов российский император в конце
1808 года принял решение отложить выселение евреев из деревень
вплоть до особого распоряжения, а также временно разрешил ев-
реям аренду населенных помещичьих усадеб и винные промыслы.
Образ России как притеснителя евреев рушился на глазах.
Поэтому во время Отечественной войны 1812 года сообщество
восточных евреев-ашкенази сделало выбор в пользу Александра I,
а не Наполеона. Евреи России в период французского нашествия
уклонялись от призыва в армию Наполеона. Как отмечается в Крат-
кой еврейской энциклопедии, в ходе войны 1812 года большую по-
мощь русским войскам оказывала «еврейская почта», созданная ев-
рейскими торговцами и передававшая информацию с невиданной
по тем временам скоростью («почтовыми станциями» служили ев-
рейские корчмы). Евреи использовались также в качестве курьеров
для связи между русскими отрядами. В конце 1812 года по мере ос-
вобождения западных регионов Российской империи от французов
местное еврейское население восторженно встречало русскую ар-
мию. Великий князь Николай I, будущий император России, записал
тогда в своем дневнике: «Удивительно, что евреи в 1812 году отмен-
но верны нам были и даже помогали, где только могли, с опасно-
стью для жизни»
21
.
После завершения наполеоновских кампаний в Европе стали
бурно развиваться капиталистические отношения. Эти перемены
повлияли на специфику социальных процессов и внутри мирового
еврейства. Возникло, пусть и временно, некое отчуждение между
западными евреями-сефардами и восточными евреями-ашкенази.
Казалось, что их судьбы разошлись. Евреи-сефарды успешно ин-
тегрировались в новые классы буржуазного общества. В Западной
Европе рушилась самоизоляция еврейских общин как государства в
государстве. Однако, следуя незыблемым канонам иудейской веры,