Стр. 142 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
136
для евреев неким Мессией и «исполнить пророчество» о возвраще-
нии евреев в Иерусалим; во-вторых, получить поддержку заправи́
л
мирового еврейского капитала. Как отмечал английский историк
Д.Рид, обещая евреям Иерусалим, Наполеон тем самым признавал,
что евреи обладают собственной особой национальностью
19
. Одна-
ко поход на Иерусалим не состоялся. В 1804 году Наполеон стал им-
ператором и неожиданно диаметрально развернул свою политику в
еврейском вопросе. Теперь он потребовал от евреев, чтобы они сде-
лали выбор - существовать как отдельная нация или слиться с фран-
цузским народом, среди которого они жили.
В этой связи хотелось обратить внимание на некую синхронность
действий Александра I и Наполеона в отношении евреев. Как толь-
ко до Санкт-Петербурга доходило известие, что Наполеон, теперь уже
в статусе французского императора, выступал с новой инициативой
в отношении евреев, Александр I тотчас давал команду своему Ко-
митету о благоустроении евреев активизировать работу. В 1804 году
было разработано «Положение о евреях» - первый свод постанов-
лений о евреях - гражданах Российской империи. В этом документе
Александр I, провозгласив своей задачей дать государству полезных
граждан, а евреям - Отечество, заявил о свободном выборе евреями
общинного устройства. Таким образом, Александр I стал первым и
единственным российским монархом, согласившимся с системой
местного кагального самоуправления. Российский самодержец так-
же даровал евреям следующие права и свободы: провозглашалось
гражданское равноправие; евреи получили право покупать земли без
крестьян, но с правом использования наемных рабочих при ее обра-
ботке; соответствующим разрешением допускался выезд евреев за
черту оседлости на время и по делам; евреи получали право на обра-
зование в училищах, гимназиях и университетах.
Во всех комментариях, посвященных анализу данного документа
вплоть до сегодняшнего дня, особо выделяется право евреев посту-
пать на учебу в университеты. Россия в те времена оказалась первым
в мировой истории государством, законодательно закрепившим за ев-
реями право на получение высшего образования. После публикации
«Положения о евреях» Александр I обеспечил себе поддержку талму-
дического сообщества восточных евреев-ашкенази. Это было особен-
но важно накануне назревавших военных конфликтов в Европе.
В 1807 году Наполеон созвал в Париже Синедрион (Собрание)
из еврейских депутатов, поставив перед ними следующие вопро-