Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
133
все евреи, как уже отмечалось, были приписаны к городским сосло-
виям и согласно закону должны были жить в городах. Для смягче-
ния остроты проблемы многие еврейские местечки (поселения) в
сельских районах были приравнены по своему статусу к уездным
центрам (городам), и тем самым еврейское население получало воз-
можность остаться на прежнем месте. Но с расселением евреев ад-
министративные уловки не решили сути проблемы. Их скученность
в городах и сельской местности была чрезвычайно велика.
При этом большая часть сельских жителей из числа евреев по-
всеместно и постоянно нарушала Закон 1754 года о винокурении.
Согласно этому императорскому указу, винокурение, приносившее
баснословные прибыли, было объявлено исключительно монопо-
лией дворянства. Однако, на поверку, винокурение для этих много-
численных «городских мещан», проживавших в сельской зоне, про-
должало оставаться главным источником дохода, а для еврейской
бедноты - вообще единственным источником пропитания.
На все эти нарушения закона Екатерина II смотрела сквозь паль-
цы. Она была уверена, что ее «льготная» политика обязательно
найдет отклик среди евреев и принесет ощутимую экономическую
пользу государству. Ведь для освоения Новороссии нужны были не
только еврейские капиталы, но и еврейские переселенцы. В России
при крепостном праве евреи представляли собой достаточно мно-
гочисленную мобильную группу населения. Власти надеялись, что
на призыв императрицы переселиться в Новороссию откликнутся
не только представители еврейского торгового капитала, но и массы
еврейского населения поедут осваивать «новороссийскую целину».
Однако этого не произошло. А.И.Дикий в своей книге «Евреи в
России и в СССР» отмечал: «Массовое переселение или выселение
многочисленных этнических групп в те времена не считалось воз-
можным. До этого люди додумались только через столетия во время
и после II мировой войны»
16
. Таким образом, переселить евреев с Се-
веро-Запада России в Новороссию оказалось не под силу даже импе-
ратрице. Открыто же признать ошибочность своего подхода к евреям
исключительно как к социальной прослойке она так и не соизволила.
В итоге Екатерине II пришлось прибегнуть к испытанному средст-
ву - «кнуту и прянику». Сначала было объявлено, что еврейские посе-
ленцы, направлявшиеся в Новороссию, будут освобождены от пода-
тей. Когда это не сработало, Екатерина II заявила о распространении
на все еврейское население по всей территории России двойной по-