Стр. 140 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
134
дати за исключением лиц, изъявивших желание переехать в Северное
Причерноморье и Приазовье, то есть в Новороссию (1794 г.). Однако
большинство лиц иудейской веры так и не сдвинулось со своих наси-
женных мест. Массового колонизационного потока евреев в Новорос-
сию Екатерина II так и не дождалась.
АЛЕКСАНДР I ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЕВРЕЯМ СВОБОДУ ВЫБОРА
ОБЩИННОГО УСТРОЙСТВА
Разбирая бумаги своего отца, императора Павла I, Александр I
обнаружил отчет сенатора Г.Р.Державина о поездке в Белоруссию.
Изучив этот документ, молодой император понял, что, по сути дела,
служебная командировка Г.Р.Державина в Северо-Западный край
представляла собой секретную миссию, организованную по лично-
му указанию Павла I. Официально было объявлено, что целью по-
ездки сенатора являлось ознакомление с условиями жизни евреев
в Белоруссии, ставилась также задача сформировать более четкое
представление о религиозном и общественном быте новых поддан-
ных Российской империи. Однако в действительности это было все-
го лишь внешним прикрытием для появления высокопоставленного
вельможи в местах расселения евреев.
Согласно полученным инструкциям, Г.Р.Державин сосредоточил
все свое внимание на изучении кагальной системы управления еврей-
скими общинами. Он сумел вскрыть механизм принятия решений в
кагалах, выявить их иерархию и основные направления деятельнос-
ти. Выводы этого посланца Павла I по возвращении в Санкт-Петер-
бург были весьма неутешительными, а его рекомендации по поводу
возможного курса императорской власти по отношению к евреям от-
личались крайней категоричностью. Вот почему и сегодня в ряде пу-
бликаций Г.Р.Державина называют не иначе как «злобным сеятелем
правительственного антисемитизма»
17
. Так ли это?
В докладе Г.Р.Державина содержались следующие положения: в
черте оседлости создано тайное израильское царство, разделенное на
кагальные округа; кагалы на местах представляли собой органы мест-
ного самоуправления, то есть государство в государстве; русские зако-
ны оказались необязательными для евреев, а всем, кто не подчинялся
законам Талмуда и кагала, грозило проклятие (херем). Сенатор пред-
лагал начать реформу еврейского самоуправления с уничтожением ка-