Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
131
Веротерпимость как принцип национальной политики царизма
в отношениях между православными и иудеями также представля-
ла собой достаточно хрупкую конструкцию. Тайной за семью печа-
тями являлись и сведения о структуре и иерархии в еврейских ре-
лигиозных общинах. Российские власти какой-либо достоверной
информацией на этот счет не располагали. Незнание, как известно,
рождает недоверие, а оно, в свою очередь, ведет к неуважению к иу-
дейской культуре, ее традициям и языку.
В отношении к евреям не действовал и еще один важный принцип
национальной политики царизма, согласно которому национальность
в России не являлась препятствием для карьерного роста. Примени-
тельно к евреям это было верно лишь при условии перехода иудея в
христианскую религию. Следует также отметить, что народы России
в отечественной истории всегда были субъектами, а не объектами
общественного развития. В данном случае все было наоборот. До
1772 года исторические судьбы великороссов и евреев, по сути дела,
не пересекались.
Единственный принцип национальной политики царизма был хоро-
шо усвоен евреями: инородцами в России было быть выгодно. На них
стопроцентно не распространялись законы Российской империи.
Чтобы интегрировать евреев в состав российского общества, было
решено использовать социальные рычаги. Учитывая, что среди евре-
ев не было крестьян и помещиков, все еврейское население поголовно
приписали к городским сообществам торговцев и промышленников не-
зависимо от того, где реально проживали евреи - в городах или сель-
ской местности. В 1778 году на вновь присоединенные районы Северо-
Западного края был распространен закон «Учреждение для управления
губерниями Российской империи» (1775 г.), где евреи были зачислены
в состав городского населения и разделены на два сословия: владевшие
капиталом до 500 руб. составляли сословие мещан, а те, кто владел
большей суммой, приписывались к купцам трех гильдий.
В масштабе Российского государства равноправие евреев со все-
ми гражданами империи было подтверждено «Жалованной грамотой
городам» (1785 г.). Согласно этому документу, все городское населе-
ние (купцы и мещане), а значит и евреи, получило право участвовать
в местном сословном управлении и занимать общественные долж-
ности. В этом постановлении особо подчеркивалось, что «всем по
званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и
правами, без различия закона и народа»
15
.