Стр. 136 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
130
вым государством в Европе, провозгласившим равноправие евреев
с другими народами. Позиция Екатерины II по отношению к евреям
способствовала укреплению авторитета императрицы на междуна-
родной арене как просвещенной правительницы. Она снискала рас-
положение евреев не только в России, но и в мировом сообществе.
Дело, как говорится, оставалось за малым. Однако, заявив в Ма-
нифесте о равноправии евреев, царские власти должны были на
практике определить подходы к интеграции этой замкнутой мно-
гочисленной группы еврейского населения в состав российского
общества. Знания о евреях в высших эшелонах власти Российско-
го государства были достаточно ограничены, да и особого выбора
средств в достижении поставленной цели не было. В первую оче-
редь предстояло дать ответ: является ли еврейская тема в политике
царизма проблемой национальной или социальной?
Первоначально казалось, что наиболее предпочтительным явля-
ется использование опыта царизма в сфере национальных отноше-
ний. Например, при Екатерине II успешно реализовывали план по-
степенного включения в состав российского общества новых групп
украинцев и белорусов, проживавших бок о бок с евреями в но-
вых регионах, недавно вошедших в состав России. Интересно, что
при разработке новой системы налогообложения был использован
именно «национальный» подход царизма к еврейскому вопросу -
все евреи без исключения должны были платить одинаковый на-
лог, отличный от ставок как для крестьян, так и для купцов, причем
этот налог в один рубль был выше, чем у крестьян, но меньше чем
у купцов
14
. Однако традиционные подходы царских властей в сфере
национальных отношений так и не нашли применения в еврейской
среде и сразу стали давать сбой.
Судите сами. Основополагающим принципом национальной по-
литики самодержавия являлось установление контакта и сотрудни-
чества с национальными элитами других народов для перспективы
интеграции местной знати в состав российского дворянства. О ка-
кой светской элите среди евреев тогда могла идти речь? С кем уста-
навливать контакт, с кем договариваться? Элитных групп среди рос-
сийского еврейства во времена Екатерины II не существовало, среди
них практически не было и лиц с высшим образованием. «Профес-
сионалы» в российском еврействе были представлены в те годы да-
леко не престижными специальностями. Лицом российского еврей-
ства являлись арендатор, подрядчик, шинкарь, корчмарь и т. д.