Стр. 135 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
129
Если по итогам первого раздела Польши (1772 г.) еврейское насе-
ление в России составляло 100 тыс. человек, то в результате второ-
го и третьего разделов Польского королевства (1793 и 1795 гг.) оно
увеличилось еще на 500 тыс. человек
12
. За короткий промежуток
времени Российская империя, в которой совсем недавно действовал
строгий запрет на въезд евреев в русские земли, превратилась в го-
сударство с самым большим еврейским населением в мире. Евреи
из Польши, не сходя со своего места, «переехали» в Россию и стали
подданными Российской империи.
Новые жители империи иудейского вероисповедания приняли Ма-
нифест о присоединении Белоруссии к России (11 августа 1772 г.) на
«ура». В этом документе от имени императрицы было объявлено, что,
какого бы рода и звания евреи ни были, за ними сохраняется право на
публичное отправление веры и на владение собственностью. Им пре-
доставлялись те же права, вольности и преимущества, какими издавна
пользовались подданные России. Здесь же Екатерина II провозглаша-
ла принципиально иной статус еврейского населения в составе Рос-
сийского государства: если в Речи Посполитой евреи рассматривались
не иначе как «сервус» (слуга, раб, служащий) «короны» (казны) и по
своему статусу принадлежали к особой группе «охраняемых евреев»
(Schutzjuden), то в России они стали гражданами страны. Опубликовав
Манифест, Екатерина отмежевалась от польского взгляда на евреев как
на элемент внегосударственный и приложила все усилия к тому, чтобы
разрушить еврейскую национальную обособленность.
В обстановке всеобщей эйфории, царившей в еврейском сообще-
стве, Екатерина II в 1780 году совершила поездку по Белоруссии,
посетив Могилев, Полоцк, Шклов и ряд других городов. Еврейское
население встречало императрицу одами, сочиненными в ее честь.
В одном из таких приветствий в адрес «великой и премудрой матери
Отечества», которое подготовила еврейская общественность в Шклове,
говорилось, в частности, следующее: «Ты дозволила нам проживать в
твоей стране в мире и безопасности, под сенью твоего скипетра, в со-
гласии с природными жителями. Как и они, мы восхищаемся твоим ве-
личием, как и они, мы счастливы тем, что мы твои подданные»
13
.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что в России евреи получили
гражданские права еще до Великой французской революции, на-
чертавшей на своих знаменах великие лозунги: «Свобода, равенст-
во, братство». В данном случае самодержцы Романовы опережали
свое время. Именно Российская империя, а не Франция стала пер-