Стр. 130 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
124
воспоминания о национальном унижении украинцев и оскорблении
их религиозных чувств евреями во времена польского владычества
в Малороссии.
Напомню, что польская шляхта до начала освободительного дви-
жения на Украине под руководством Б.Хмельницкого (1648-1654 гг.)
широко практиковала передачу еврейским подрядчикам на откуп свои
имения. Чтобы получить максимальный доход, еврейские арендаторы
облагали немыслимым налогом даже православные церкви, находив-
шиеся в пределах территорий, переданных на откуп. Православные
украинцы должны были вносить отдельную плату еврейским откуп-
щикам за право проведения церковных служб в православных храмах,
с них взимались согласно «еврейскому прейскуранту» поборы за свер-
шения таинств православного крещения, венчания и т. д. Еврейский
арендатор самовольно определял часы работы православного храма,
ключ от которого всегда был только в его распоряжении. Такой произ-
вол, естественно, верующие долго не могли забыть.
Поэтому в ходе освободительной борьбы украинского народа не-
нависть местного населения к лицам иудейской веры просто зашка-
ливала. Украинские казаки считали врагом номер один не польскую
шляхту, католиков и униатов, а именно еврейских арендаторов, от-
купщиков и подрядчиков, непосредственно эксплуатировавших кре-
стьян в Малороссии. По разным данным, в ходе этой крестьянской
войны на Украине было уничтожено от 100 до 400 тыс. евреев
10
.
Вот почему династия Романовых на рубеже XVII-XVIII веков
постоянно проявляла нерешительность при рассмотрении вопроса о
допуске еврейских торговцев в украинские земли. С одной стороны,
налицо был государственный и, возможно, личный корыстный ин-
терес правящей династии, стремившейся привлечь еврейский торго-
во-промышленный капитал в Россию; с другой стороны, такого рода
«малороссийский проект» был чреват непредсказуемыми послед-
ствиями. Решения царских властей о сотрудничестве с еврейскими
торговцами и предпринимателями зачастую носили импульсивный
характер и принимались келейно при опоре на рекомендации фаво-
ритов-временщиков. Например, в 1727 году Екатерина I, незадолго
до своей смерти, по совету А.Д.Меншикова заняла отрицательную
позицию по поводу временного пребывания иудеев в украинских
землях, а также распорядилась выслать всех евреев из Малороссии.
Выполнение этого указа всячески тормозилось, а после ее смер-
ти Петр II (1727-1730 гг.), наоборот, разрешил допуск на Украину