Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
123
И.Веселовский и др. Однако эти случаи носили единичный харак-
тер и не меняли общей картины о положении евреев в российском
обществе. Петр I отклонял любые предложения пригласить в Рос-
сию искусных мастеров и специалистов иудейской веры. Он откры-
то заявлял, что не будет в России иудеям «ни жилища, ни торговли,
сколько о том ни стараются, и как ближних ко мне ни подкупают»
9
.
Такого рода заявления Петра I в отношении евреев, конечно, но-
сили субъективный характер. Но существовали и объективные пред-
посылки к возникновению еврейской проблемы во внутренней поли-
тике государства. По мере развития Российской империи в XVIII ве-
ке как многонационального государства и одновременно как само-
достаточной полиэтничной и поликонфессиональной цивилизации,
отрицательная комплиментарность между великороссами и евре-
ями неизбежно должна была проявиться. Необходимо учитывать,
что эти два народа православной и иудейской веры принадлежали
к разным цивилизациям. Еврейский этнос входил в состав западной
цивилизации, а великорусский этнос представлял собой ядро моло-
дой динамично развивавшейся славяно-православной цивилизации.
Великороссы и евреи не имели никаких точек соприкосновения ни в
религии, о чем уже говорилось, ни в языке, ни в культуре. Их мента-
литет, исторические традиции, социально-политическая организация
общества также были взаимно чужды друг другу.
Следует отметить, что некоторые постулаты, отражавшие ев-
рейский образ жизни, находили питательную среду в российском
обществе и зачастую брались на вооружение в повседневной жиз-
ни мирянами христианского вероисповедания. Например, еван-
гельское «простить» подменялось иудейским «отомстить» - «око за
око», «зуб за зуб»; патриотизм и верность Отечеству подменялись
космополитизмом; человеколюбие, то есть любовь к ближнему, от-
рицалось и взамен предлагались торгашеские принципы - «дашь на
дашь», «ты - мне, я - тебе» и т. д.
Романовы не разрешали въезд евреев в пределы Российского го-
сударства не только с целью укрепить христианскую веру и нрав-
ственность православных верующих, но и с целью сохранения
социального мира в российском обществе. В первую очередь это ка-
салось населения Малороссии. По мнению московских правителей,
«второе пришествие» евреев на Украину после ее воссоединения с
Россией (1654 г.) было чревато столкновениями местного населе-
ния с этими «чужестранцами». В памяти народной еще были свежи