«Международная жизнь»
Юрий Булатов
122
из евреев
7
. Как следует из Краткой еврейской энциклопедии, евреи
также входили в свиту Лжедмитрия II и пострадали при его низло-
жении. Эта неудача их не остановила, они попытались закрепиться
в Московии прочно и надолго. Тем не менее лишь в 1610 году еврей-
ские купцы, следовавшие в Москву в обозе армии польских интер-
венцев, добрались в первопрестольную столицу
8
.
Но здесь они столкнулись с новой проблемой: московские бояре,
вставшие на путь измены и сотрудничества с поляками, были катего-
рически против их присутствия в городе. Боярин Ф.И.Мстиславский -
глава московского правительства в 1610-1612 годах («Семибояр-
щины») - в ходе переговоров с представителями польской шляхты
о заключении договора о воцарении королевича Владислава на мо-
сковском престоле настаивал, чтобы в это соглашение включили
условие, что евреям необходимо запретить въезд в Московское госу-
дарство даже по торговым делам.
Этой линии придерживались и первые Романовы, взошедшие
на российский трон в 1613 году. Пограничной и таможенной стра-
же было строго-настрого велено ни под каким видом не пропускать
в Московское государство евреев, как с товаром, так и без оного. На
просьбы еврейских купцов разрешить хотя бы временное пребывание
в Московии для ведения оптовой торговли российские власти, как
правило, также отвечали отказом. Что касается постоянного места
жительства евреев в Московском государстве, то официально добить-
ся этого было возможно лишь при смене вероисповедания. Особенно
благожелательно царские власти рассматривали прошения иудеев о
переходе в лоно православной церкви. Оседлое еврейское население,
принявшее в большинстве своем христианство, появилось в русских
землях после подписания Андрусовского перемирия (1667 г.) в ходе
русско-польской войны. Можно сделать вывод, что запрет на прожи-
вание в Московии евреев носил не этнический, а религиозно-идеоло-
гический характер. Если иудей принимал христианство, то становил-
ся полноправным членом православного общества.
Этот курс царя Алексея Михайловича в отношении евреев про-
должил и его сын - первый российский император Петр I. Евреи-
выкресты в годы его правления имели все шансы не только легаль-
но поселиться в России, но и сделать карьеру. Среди ближайшего
окружения Петра I следует выделить таких именитых евреев, при-
нявших православие, как вице-канцлер барон П.Шафиров, пер-
вый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А.Девьер, дипломат