Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
121
Однако если принять на веру «полоцкий сюжет», то можно пред-
положить и иную версию тех событий. Допустим, что Иван IV решил
судьбу евреев, руководствуясь не соображениями религиозного поряд-
ка, а действуя по законам военного времени с учетом сложившейся
оперативной обстановки. Тем более в те времена ни о каких конвенци-
ях об условиях содержания военнопленных не могло быть и речи.
В исследовании любой проблемы наличие всего лишь одного
факта, подтверждающего правоту того или иного автора, явно недо-
статочно. Один довод не может служить основанием для широких
обобщений.
Духовное противостояние между православными и иудеями в
средневековой Руси не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать.
В большинстве случаев конфликт между православным мировоззре-
нием и идеологией евреев-талмудистов являлся в те времена пред-
метом размышлений церковников и разбирался в тиши монастыр-
ских келий РПЦ. В массовом же сознании православных верующих
образ еврея формировался благодаря русским былинам о Илье Му-
ромце, когда русские воины вступали в духовное и военное проти-
воборство с богатырем Жидовином и всегда одерживали победу.
Таким образом, отсутствие лиц иудейской веры в структуре на-
селения Российского многонационального государства, как осед-
лого, так и пришлого, способствовало тому, что еврейский вопрос
так никогда и не был заявлен в перечне проблем, доставшихся по
наследству дому Романовых от династии Рюриковичей. Как говорил
в таких случаях один из большевистских лидеров Советского госу-
дарства, нет человека, нет и проблемы.
СОБЫТИЯ, ОБУСЛОВИВШИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ ТЕМЫ
В ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКИХ САМОДЕРЖЦЕВ В XVII - ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
В XVII веке, вошедшем в историю России как бунташный, еврей-
ский вопрос впервые возник на внутриполитической арене страны.
В период Смутного времени московитам вновь пришлось столкнуть-
ся с адептами иудейской веры. Согласно московским летописным
сводам, в 1608 году евреи впервые появились в Тушинском лагере
Лжедмитрия II, безуспешно осаждавшего Москву в течение почти
двух лет. По некоторым данным, этот самозванец был выкрестом