Стр. 126 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
120
ствующих», как говорится, ушли от возмездия. Глава еретиков ев-
рей Сахария, например, никогда не вступал в пределы Московского
государства, и его судьба осталась неизвестна.
В первой половине XVI века за продолжение борьбы с разного
рода сектами выступил и монах Филофей - неистовый пассионарий,
сохранившийся в памяти народной благодаря своим проповедям и
призывам к православному клиру провозгласить Москву Третьим Ри-
мом. В посланиях к великому князю Московскому Василию III (1505-
1533 гг.) он указывал, что первый Рим - Вечный город - погиб из-за
ересей; Второй Рим - Константинополь - из-за унии с католиками;
Третий Рим - истинный хранитель христианства - Москва - будет су-
ществовать вечно.
Краткая еврейская энциклопедия дает свою характеристику
этому московскому периоду борьбы с еретиками. На страницах
данного издания, в частности, указывается, что резко отрицатель-
ное отношение к иудаизму и евреям в Московском государстве,
неизвестное там до начала XVI века, началось в результате борь-
бы с ересью «жидовствующих»
4
. Энциклопедический словарь
Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона особо подчеркивает, что дальнейшее
нарастание религиозной нетерпимости между православными и иу-
деями пришлось на период правления одного из последних Рюри-
ковичей - Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.). В качестве основного
доказательства неизменно фигурировал один-единственный при-
мер времен Ливонской войны - эпизод, связанный с захватом рус-
скими войсками Полоцка в 1563 году. Вот как излагался сей сюжет
по Ф.А.Брокгаузу и И.А.Ефрону: «Известно, как ответил царь Иван
Васильевич Грозный на вопрос о том, что делать с евреями, взяты-
ми в плен при завоевании Полоцка: «Согласных креститься - кре-
стить! А не согласных утопить в реке Полоте»
5
.
Хотелось бы обратить ваше внимание на следующий факт:
неизвестно, из каких источников черпали эту информацию вы-
шеназванные издатели. История, как говорится, об этом умал-
чивает. А.И.Солженицын, например, оценивает «полоцкий сю-
жет» не иначе как легенду. Он ссылается при этом на авторитет
Ю.И.Гессена - автора двухтомного исследования «История ев-
рейского народа в России». А.И.Солженицын указывает, что
«Ю.И.Гессен не только не подтверждает эту версию, хотя бы в
ослабленном виде [расправу Ивана Грозного с евреями в Полоцке],
но даже не упоминает о ней»
6
.