Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
119
цов покинуть пределы Киевской Руси. Причиной тому являлся рост
феодальных междоусобиц в русских землях, а затем и распад Древ-
нерусского государства. В создавшихся условиях падал объем тор-
говых операций еврейских купцов, сокращались их доходы. Все это
ускорило миграцию евреев. Последующее разорение Руси в ходе
монголо-татарского нашествия положило конец еврейскому присут-
ствию в большинстве русских княжеств. Более чем на три столетия
(XIII-XV вв.) в летописях исчезло какое-либо упоминание о евреях
в русских землях, их массовый исход в сопредельные государства
стал свершившимся фактом.
Во второй половине XV века еврейская тема вновь стала предме-
том обсуждения теперь уже в окружении великого князя Московско-
го Ивана III (1462-1505 гг.). Из Киева и Новгорода, находившихся
тогда в сфере влияния Литовского государства и королевства Поль-
ского, поступали тревожные известия. Уже в первых сообщениях,
датированных 1470 годом, выражалась серьезная озабоченность
по поводу распространения среди православных верующих ереси
«жидовствующих». Апологеты этой ереси отрицали божественную
природу Христа, не признавали власть священников и требовали
равенства всех людей. По словам Н.М.Карамзина, суть их пропо-
ведей сводилась к уверениям, что «закон Моисеев есть единый Бо-
жественный; что История Спасителя выдумана; что Христос еще не
родился; что не должно поклоняться иконам и проч.»
3
. Вскоре эта
ересь получила свое распространение и в Москве. Ее тайные при-
верженцы нашлись среди представителей как высшей духовной, так
и светской власти, включая в том числе и невестку Ивана III княги-
ню Елену (Елена Волошанка).
Ересь «жидовствующих», рассчитанная на подрыв единства рус-
ского православного мира, не случайно возникла именно в тот пе-
риод. Русская православная церковь (РПЦ), став автокефальной
(независимой) в 1448 году, взяла на себя роль организатора борьбы
за чистоту рядов православных верующих. Это стало проявляться
с особой силой после падения Византии - мирового христианского
центра (1453 г.). В конечном итоге ересь «жидовствующих» была
официально осуждена на церковном соборе в Москве в 1504 году.
Часть еретиков была казнена, некоторым удалось бежать за границу,
а княгиня Елена в назидание была заточена в монастырь. Репрессии
в основном коснулись лишь отступников от православной веры -
уроженцев Московии. Действительные организаторы секты «жидов-