«Международная жизнь»
Юрий Булатов
118
ных восстаний, имевших место в Киеве и других русских городах
в 1068-1072 и 1113 годах. В годы советской власти историки боль-
шей частью подходили к анализу причин этих выступлений «трудя-
щихся масс» с классовой точки зрения, отмечая рост непреодолимых
социальных противоречий между верхами и низами в Древнерусском
государстве. Другие исследователи расценивали эти народные вос-
стания в качестве первых еврейских погромов в истории Российского
государства. Такие диаметрально противоположные оценки не спо-
собствуют поиску истины. Только деидеологизированный и непред-
взятый подход к летописным источникам позволяет воссоздать объек-
тивную картину тех трагических событий.
Следует учесть, что в ходе указанных восстаний городские низы
начинали громить в первую очередь не дома еврейских купцов,
а поджигать и разрушать хоромы православной знати Киева, со-
ставлявшей ближайшее окружение княжеского двора. Вот как, на-
пример, описывался ход восстания в Киеве в 1113 году в русских
летописях: «Киевляне же, не хотя иметь Святославичев [потомки
великого князя Киевского Святослава, правившего на Руси в 1073-
1076 гг.], возмутилися и разграбили дома тех, которые о Свято-
славичах старались: Первее дом Путяты тысяцкого, потом жидов
многих побили и дома их разграбили»
2
. Необходимо особо подчерк-
нуть, что народные массы в ходе восстаний обращали свой правед-
ный гнев против богачей-евреев не потому, что они исповедовали
иную религию, а потому, что принадлежали к социальному слою,
который сумел всеми правдами и неправдами отобрать все промы-
слы у христиан и был повинен в разорении большинства купцов и
ремесленников Киева.
Вопрос о пребывании еврейских купцов в русских землях два-
жды рассматривался при непосредственном участии Владимира
Мономаха на Любечском съезде русских князей (1097 г.) и на совете
у Выдобыча близ Киева (1113 г.). На этих представительных фору-
мах также дважды принималось одно и то же решение: направить
по всем городам грамоты с уведомлением, что иудеи подлежат не-
медленной высылке с территории Киевской Руси. По мнению ки-
евских правителей, такого рода меры должны были послужить
снижению социальной напряженности в Киеве и других городах с
полиэтничным и поликонфессиональным населением.
Вышеназванные решения русских князей по времени в боль-
шинстве случаев совпали и с намерениями самих еврейских куп-