Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
117
в 1037 году при завершении строительства новых городских стен в
Киеве был отстроен еврейский квартал, вплотную примыкавший к
так называемым Жидовским воротам. Центром еврейской духовной
и общественной жизни стала синагога, возведенная с согласия киев-
ских правителей.
Лучшие мужи во главе с великим князем Киевским всячески по-
ощряли развитие еврейской торговли и предпринимательства. Эти
контакты не только вели к обогащению власть предержащих и их ев-
рейских торговых контрагентов, но и способствовали регулярному
поступлению крупных денежных средств в государственную казну.
Таким образом, режим личной власти Рюриковичей, утвердившийся
на Руси накануне принятия христианства, а также в последующий
православный период истории Российского государства, демонстри-
ровал свою религиозную и этническую терпимость по отношению к
евреям, а также ко всем другим этносам иного вероисповедания.
В свою очередь, еврейская община в Киеве, регламентировавшая
религиозный и общественный быт своих соплеменников и в других
русских городах, не стремилась к обособлению и отчуждению сво-
их единоверцев от основной массы населения на Руси. Создать ев-
рейские гетто в русских городах никому и в голову не приходило.
Такого рода примеры напрочь отсутствуют в истории Российского
государства. Более того, как отмечал летописец Нестор, евреи-бога-
чи предпочитали селиться не в еврейском квартале Киева, а в цент-
ре города - среди христиан. У еврейских богатеев стало модой воз-
водить свои постройки теперь уже не у Жидовских ворот, а рядом с
Золотыми воротами стольного города
1
.
Вполне возможно, что это временное отступление от вековых
устоев иудаизма, завещавших свято хранить и всячески оберегать
внутреннее единство евреев, определяло специфику формирования
иудейской диаспоры в Киеве, но при этом демонстрировало ее сла-
бость. Отсутствие должной консолидации иудеев обуславливалось
пестрым этническим составом этой еврейской общины. В столице
Древнерусского государства доминирующую роль играли тюрки -
уроженцы Хазарского каганата, принявшие иудейскую веру, а также
евреи - выходцы из Западной и Восточной Европы, представлявшие
этнические группы евреев-сефардов и евреев-ашкенази.
И по сей день предпринимаются попытки отыскать антисемит-
ские корни во взаимоотношениях православных и иудеев в те дав-
ние времена. Чаще всего поднимается вопрос об оценке народ-