Октябрь, 2016
Династия Романовых и еврейский вопрос в России
125
евреев как людей полезных для торговли края. К этому времени
А.Д.Меншиков уже не обладал всей полнотой власти и не пользо-
вался должным влиянием среди царской знати. Всеми делами при
дворе верховодили князья Долгорукие, лоббировавшие интересы
еврейского торгового капитала в России.
Анна Иоанновна в годы своего правления (1730-1740 гг.) также про-
водила «гибкую» политику в отношении организации еврейской тор-
говли в Малороссии. Под влиянием своего фаворита Э.И.Бирона им-
ператрица приняла решение расширить торговые площади для купцов
иудейской веры не только на территории Малороссии. Еврейские куп-
цы получили право совершать торговые операции в Смоленской губер-
нии и Слободской Украине. Но и это решение было пересмотрено.
Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, славилась
своей веротерпимостью. Например, в первый же год своего правле-
ния она признала буддизм в качестве одной из официальных рели-
гий на территории Российской империи. Однако к иудейской вере
императрица испытывала стойкую неприязнь. Вполне возможно,
что ее фаворит А.Разумовский, украинец по национальности, тайно
обвенчавшийся с царицей, сыграл решающую роль в формировании
антисемитских взглядов своей супруги. Рассказы А.Разумовского о
бедах и страданиях украинцев, чинимых евреями в Малороссии в
годы польского владычества, не замедлили сказаться на политике
императрицы в отношении иудеев.
Следует также отметить, что весь период 30-40-х годов XVIII века
характеризовался явным обострением еврейского вопроса в России.
Огласку, например, получило дело отставного капитан-лейтенан-
та Российского флота А.Возницына и Лейбы Боруха. Крупный ев-
рейский торговец и предприниматель Л.Борух, именуемый в ряде
изданий как международный аферист, обвинялся в совращении в
«жидовствующую веру» бывшего морского офицера А.Возницына.
По решению Сената и в соответствии с Соборным уложением царя
Алексея Михайловича (1649 г.) за эти преступления Л.Борух вместе
с жертвой совращения А.Возницыным были в 1738 году сожжены.
Дом Романовых демонстрировал, что не за страх, а за совесть стоит
на страже православного мира. Русская православная церковь была
открыта для всех мирян, желавших принять православие, но выход из
православия карался тогда смертной казнью.
В свою очередь, Елизавета Петровна после восшествия на пре-
стол дала обещание не применять смертную казнь в России и сдер-