Октябрь, 2015
Глобальный кооператив
25
жда в лидере становится все более очевидной по мере осознания
лакун в мировом порядке. Организации, конечно, присуща месси-
анская ментальность. Она пытается быть «менеджером» процессов,
проектировать будущее, сводя воедино устремления государств.
Режимы взаимодействия и противодействия сплетены в ООН в ди-
алектическое целое, и она остается оптимальной площадкой для по-
иска компромиссов или, на худой конец, вариантов agree to disagree.
Тем самым раскрывается ее потенциал «честного маклера» и рабо-
тоспособный механизм принятия решений. Но, в отличие от первых
лет, ООН перестала быть лишь площадкой для переговоров, дипло-
матическим форумом. Сегодня она прежде всего - оперативная ор-
ганизация. Поэтому подчас Объединенные Нации сравнивают с гло-
бальным «пожарным» - увы, в нашем мире постоянно нужно тушить
какую-то локальную вспышку.
Может, оптимальный взгляд на ООН - как на глобальный «коо-
ператив». В самом деле, согласно общепринятому определению,
кооператив - это автономная ассоциация лиц, объединившихся на
добровольной основе в целях удовлетворения своих общих эконо-
мических, социальных и культурных потребностей и создавших
находящееся в совместной собственности и демократически кон-
тролируемое предприятие. Добавим лишь термин «политические» к
списку потребностей - и все.
Есть и добровольная основа, и находящееся в совместной собствен-
ности предприятие (через формирующиеся «в складчину» бюджеты),
и демократический контроль со стороны государств-членов. Разве что
физической «прибыли», в отличие от кооператива, ООН не извлекает,
хотя поддержание мира и социально-экономический прогресс вполне
можно считать таковой - в интересах всего человечества.
ИДЕЙНЫЙ БАГАЖ
Есть ли у ООН идеология? Да, конечно. Она возникает из десят-
ков конвенций, деклараций, соглашений, выступлений, заявлений.
Для этой «прогрессистской» и преимущественно либеральной суммы
взглядов характерна, во-первых, убежденность в том, что мир надо
устроить более справедливо, а равенство нужно постоянно поощрять.
При этом безопасности не достичь лишь политическими и военными
мерами; она всегда химерична, если не ставить во главу угла вопросы