Стр. 32 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Александр Горелик
26
развития, преодоления отсталости. Отсюда же - внимание к социаль-
ной стороне, социальной цене экономических процессов.
«Коллективистская» идеология ООН основана на перераспределе-
нии ресурсов от богатых к бедным (и государств, и индивидуумов),
на преодолении худших форм неравенства. Отсюда - отрицание «раз-
нузданного» капитализма (но, разумеется, не рынка). По существу,
стержень философии ООН - подталкивая богатых к социальной от-
ветственности, бороться за то, чтобы не было бедных. Тем самым вы-
мывается любой радикализм. «Делиться», чтобы росло благосостоя-
ние большинства, - такова суть довлеющих в Организации подходов.
Скажем, ЮНКТАД (превратившаяся в один из ооновских «мозго-
вых центров») последовательно выступает против того, чтобы интере-
сы капитализации доминировали над интересами реальной экономики
- по существу, наперекор идеям неолиберализма о максимизации при-
былей. В сходном ключе конференция ООН по вопросам глобального
экономического кризиса в 2009 году выступила с рецептами, которые
шли дальше того, что предлагал тогда международный «мейнстрим».
В частности, был сделан однозначный акцент на важности более силь-
ного регулирования финансовых рынков, на поддержке развивающих-
ся стран со стороны МВФ грантами, а не займами.
Неудивительно, что концепцию «развития человека» (Human
Development) выдвинула Программа развития ООН. В ее основе -
Индекс развития человеческого потенциала, новаторское понятие,
призванное дать более объективный «аршин», нежели ВВП на душу
населения. Вообще ООН хочет измерять прогресс не ростом богат-
ства, а улучшением качества жизни большинства. Эти «ценностные
элементы бытия» (формула нобелевского лауреата Амартия Сен)
включают и нематериальные блага: свободное время, «роскошь» об-
щения, совместные устремления.
Новый набор ориентиров на будущее, Цели устойчивого развития,
призван преодолеть серьезный пробел прежних стратегий и на деле ин-
тегрировать экономические, социальные и природоохранные аспекты
прогресса. Предстоит попытаться подтолкнуть правительства, бизнес и
«человека с улицы» к изменению моделей, привычек производства и по-
требления, несбалансированность которых угрожает подорвать окружа-
ющую среду. Замах куда как серьезен, ибо ограничить консьюмеризм в
мире, где мы живем, - мысль пока совершенно футуристическая.
Сегодняшняя ооновская «копилка» идей основана на стремлении
сделать концепцию устойчивого развития более плотной и менее