Октябрь, 2015
Русскаяшкола права профессора Ф.Ф.Мартенса...
141
и один из основателей Международного смешанного масонского
ордена «Право человека») был поддержан в том, чтобы уже в ходе
мировой войны изложить в Бостоне принципы международных от-
ношений, включая правовые основания всемирной конституции и
международного суда. Его пацифистские усилия с вторжением кай-
зеровской Германии в Бельгию в 1914 году потерпели фиаско и не
имели шансов на перспективу.
Похожая судьба постигла и другие нормотворческие инициативы
европейских юристов-пацифистов в «версальский» период. После-
дующие идеи нобелевского лауреата премии мира Фердинанда Бю-
иссона, французского педагога-реформатора (совместно с немцем
Людвигом Квидде), «за деятельность, направленную на восстановле-
ние понимания между французским и германским народами», не по-
лучили поддержки в «постверсальской» Европе. Его «доктрина мира
через европейское воспитание» в межвоенный период потерпела по-
литическое фиаско и «педагогическое» банкротство. Французский
писатель с «русскими корнями» Ромэн Гари, получивший «полно-
ценное» межвоенное воспитание, разъясняет в своей одноименной
книге, что «европейское воспитание - это когда расстреливают твое-
го отца или ты сам убиваешь кого-то во имя чего-то важного…».
Начавшееся как век арбитражного правосудия минувшее столе-
тие не стало эпохой юридического исключения войны из цивили-
зационного будущего и утверждения справедливого правопорядка.
Доктрины организации международных отношений и безопасности
европейских государств на основах арбитражного права (в том чи-
сле нобелевских лауреатов мира швейцарца Шарля Гоба, основателя
международной арбитражной лиги немца Людвига Квидде, францу-
зов Луи Рено, Леона Буржуа и итальянца Эрнесто Монета) дейст-
венной государственной поддержки в Европе не получили.
Деяния последующей «череды» обладателей премии мира (Бри-
ан, Штреземан, Чемберлен, Рут, Вильсон, Келлог и др.) также, впро-
чем, с мало заметным позитивом отразились на преодолении ро-
ковых «настроений» современной цивилизации. Одна из причин,
вероятно, - в укоренившейся еще в прошлом веке секулярности
реальной, той самой «шовинистической» политики, отвергающей
принцип верховенства права и нормы jus cogens в международном
поведении. Европейская идея как арбитражная форма верховенства
права в цивилизационном пространстве того времени однозначного
признания не получила и обязывающего характера не приобрела.