Стр. 124 - ОКТЯБРЬ_2014_1

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2014
Динамика центральноазиатской стратегии России и Китая
123
Во-первых, российский МИД, администрация президента и дру-
гие институты власти, ответственные за анализ ситуации и форму-
лирование соответствующих предложений, испытывали нехватку
экспертов, обладавших широкими знаниями о странах ЦА в целом,
и особенно касательно механизмов принятия решений в странах
региона. Заполнение этой лакуны требовало времени. Во-вторых,
консенсус относительно центральноазиатской политики России
усложнялся обострением отношений с политической оппозицией,
корректировкой внешних приоритетов. Подходы разнились от обя-
зательности присутствия России в ЦА до призывов полностью уйти
из региона. Понятно, что для внесения определенности в политику
России нужно было время. 1990-е годы стали тем этапом, когда рос-
сийское руководство обретало необходимый опыт взаимодействия
со странами ЦА, на основе которого можно было перейти к опре-
делению иерархии и диапазона региональных проблем, жизненно
важных для интересов РФ.
С 1995 года российское руководство определило отношения с
ближним зарубежьем как приоритетные во внешней политике
4
,
вследствие чего стало меняться отношение России и к государст-
вам ЦА, начался поиск новых направлений развития региональных
связей. Прежде всего, следовало точно диагностировать российские
интересы в регионе, определить стратегические цели, выбрать со-
ответствующие политические и финансово-экономические инстру-
менты и методы по упрочению российского влияния в регионе.
В первое время эта политика, как представляется, базировалась
на ошибочном тезисе о существовании целого ряда неопровержи-
мых факторов, неумолимо толкающих государства региона к тес-
ному сотрудничеству с Россией, причем на ее условиях. Априори
предполагалось, что одним из них является географическая бли-
зость к России, длительная общая история, сложившиеся в совет-
ский период экономические связи.
И хотя лидеры государств ЦА не были в восторге от распада
СССР, Россия не заняла однозначно почетного места в их новой наци-
ональной идентичности. Более того, в первой половине 1990-х годов
власти стран этого региона не раз декларировали желание порвать с
советским наследием, что было вполне естественно для государств,
находящихся в процессе поиска своей национальной идентично-
сти и самостоятельного выхода на международную арену
5
. Желание
вырваться из-под «заботливой» опеки Москвы, настороженность к