Возвращение на грумант
НЕСМОТРЯ НА неоправданные с правовой точки зрения действия Норвегии, российские компании не теряют интерес к Шпицбергену.
В последнее время в СМИ идет много разговоров о возможности возникновения конфликтов, связанных с борьбой за природные ресурсы Арктики. В связи с ускорившимся процессом таяния льдов в Северном Ледовитом океане в районе Шпицбергена могут стать открытыми для судоходства новые морские пути, намного сокращающие маршруты из Европы в Азию и на западное побережье США и Канады. Если этот процесс продолжится, архипелаг может превратиться в важную перевалочную базу. Европейский союз прорабатывает планы строительства на Шпицбергене или Лофотенских островах гигантского грузового терминала.
Европейский союз, заинтересованный в стабильных поставках энергоресурсов на свои рынки, заявил о необходимости подписания специального международного договора по Арктике, который бы устанавливал порядок урегулирования территориальных споров, эксплуатации рыбных ресурсов и освоения нефтегазовых месторождений в районе архипелага. Выработка подобного соглашения привлечет особое внимание к международно-правовому режиму Шпицбергена, неурегулированный характер которого как раз и представляет наибольшую опасность для мирового сообщества в этом богатом нефтью, газом и рыбой регионе. Тем не менее, комментируя инициативу Евросоюза, министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стёре заявил, что в Арктике действует Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года и нет никакой необходимости в разработке дополнительного соглашения для Северного Ледовитого океана.
Нынешний статус Шпицбергена можно характеризовать как феномен в международном праве. В соответствии с Парижским договором, на пространства, подпадающие под его действие (по норвежской оценке, они составляют более 850 тыс. км2), имеют равный доступ юридические и физические лица стран - участниц этого соглашения (более 40 государств). В соответствии со статьей 3 договора о Шпицбергене, они получили право заниматься судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями на сухопутной территории, в водах и фьордах архипелага.
Статья 8 договора о Шпицбергене гласит: Норвегия обязуется ввести в местностях (сухопутная территория архипелага. -Прим. автора) Горный устав, который особенно с точки зрения налогов, пошлин или повинностей всякого рода, общих или особых условий труда, должен исключать всякого рода привилегии, монополии или льготы как в пользу государства, так и в пользу граждан одной из высоких договаривающихся сторон, включая Норвегию... Взимаемые налоги, пошлины и сборы должны быть употреблены исключительно на нужды указанных территорий и могут устанавливаться только в той мере, насколько это оправдано их назначением.
Норвегия также обязалась предоставить всем гражданам стран - участниц договора о Шпицбергене возможность приобретать земельные участки (ст. 7 и приложение к договору) для занятия любым видом хозяйственной деятельности (ст. 3), в том числе горным промыслом. При этом норвежское правительство имеет право устанавливать пошлину на вывоз полезных ископаемых. Однако она не должна превышать 1% от максимальной стоимости вывозимых рудных богатств в пределах 100 тыс. т, а свыше этого количества пошлина будет идти в понижающемся соотношении .
Норвегия сумела обойти последнее положение, используя другое договорное обязательство - разработку Горного устава для Шпицбергена. При этом в качестве его основы норвежцы использовали положения не Парижского договора, а национального законодательства. Согласно Горному уставу, частные лица и компании приобретают не право собственности на земельные участки, а возможность срочного пользования горными отводами. Применение данного документа фактически сделало недействительным соглашение 1920 года. Реализация принципов Горного устава означала лишение лиц, занявших земельные участки до подписания договора, части прав, в том числе - на горный промысел.
Используя не обладающие необходимой юридической чистотой положения Горного устава, Норвегия стремится приобрести права, не предусмотренные для нее договором о Шпицбергене. В частности, она в нарушение ряда статей соглашения выдвигает претензии на владение большей частью суши (93,2%) и геологическим шельфом в пределах территориальных вод архипелага как юридическое лицо, требуя участия в прибылях компаний и частных лиц (до одной четверти), занимающихся горным промыслом. При этом получаемые суммы могут расходоваться не на нужды Шпицбергена, а идти в доход норвежской казны.
Отсутствие реакции других стран - участниц договора на подобные действия Норвегии можно объяснить их невысокой заинтересованностью в хозяйственной деятельности на архипелаге, где поиск месторождений полезных ископаемых затруднен сложными природно-климатическими условиями.
Горный устав по своей юридической природе является международным соглашением и, в соответствии со статьей 8 договора, действует только на суше. Несмотря на это, Норвегия распространила его действие и до северной, западной и восточной границ шельфовых пространств вокруг Шпицбергена, хотя, согласно статье 3 Парижского договора, она обязана разработать национальное законодательство, регулирующее добычу полезных ископаемых на прилегающих к архипелагу акваториях.
По мнению официального Осло, на норвежском континентальном шельфе, простирающемся от материковой Норвегии до северной, западной и восточной границ территориальных вод Шпицбергена, должны без каких-либо изъятий применяться положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. При этом норвежцы ссылаются на Королевскую резолюцию о шельфе от 31 мая 1963 года, в которой нет упоминаний о Шпицбергене. Отсутствие юридической чистоты в норвежских нормативных документах и проводимая на их основе политическая линия вызывают неодобрительную реакцию со стороны абсолютного большинства стран - участниц Парижского договора.
С экономической точки зрения суть расхождений сводится к тому, что налоговое законодательство Норвегии предусматривает выплату компаниями государству 78% прибыли, получаемой при разработке месторождений континентального шельфа. А согласно Парижскому договору, экспортная пошлина на Шпицбергене, как уже отмечалось, не должна превышать 1% и, кроме того, ее необходимо использовать исключительно на нужды архипелага.
Но норвежцы не остановились на этих нарушениях режима.
В 1973 году правительство страны разработало первые предписания (подзаконные акты) о создании природоохранных зон.
К 2001 году они были установлены уже на 56% сухопутной и 72% водной территории архипелага. На основании введенного в действие в том же году Закона об охране окружающей среды на Шпицбергене некоторые компании были лишены права пользования своими участками. В нем не упоминается возможности компенсации за фактическую экспроприацию земельных участков. В комментариях к этому документу отмечается различие точек зрения на юридическую природу Горного устава, а также указывается на то, что положения последнего имеют фрагментарный характер и в связи с этим их необходимо дополнять актами местного законодательства.
Однако любое отступление от договора о Шпицбергене и Горного устава - вне зависимости от значимости цели - представляет собой нарушение норм международного права и тем самым принципа pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться.
Россия и Великобритания уведомили официальными нотами норвежское правительство о своем несогласии с позицией Осло. Но, без сомнения, поворотным моментом для окончательного определения режима шельфа архипелага станет открытие месторождений нефти или газа у побережья Шпицбергена.
Истощение углеводородных запасов в Северном море вынуждает норвежские нефтяные компании искать возможности освоения месторождений в других странах и вхождения в международные нефтегазовые проекты. Им также приходится перемещать свою деятельность в Арктику, где уровень экологических рисков выше, международно-правовые проблемы не урегулированы и морские пространства с Россией не разграничены. В частности, норвежцы активно стремились принять участие в Штокмановском проекте. Ради повышения конкурентоспособности своей нефтегазовой промышленности на мировом рынке они провели слияние таких известных компаний, как Statoil и Norsk Hydro , в одну корпорацию StatoilHydro , ставшую самой крупной в мире из работающих на шельфе.
25 октября 2007 года Газпром объявил о выборе последнего участника Штокмановского проекта: им как раз и оказалась компания StatoilHydro . Норвежское правительство не преминуло воспользоваться моментом и попыталось извлечь из сложившейся ситуации одновременно и политическую, и экономическую выгоды.
В день подписания соглашения между Газпромом и StatoilHydro власти страны объявили о проведении очередного раунда подачи заявок на нефтепоисковые работы, включив в него блоки, расположенные в зоне действия договора о Шпицбергене.
Если до этого двусторонние российско-норвежские проблемы в Арктике решались главным образом в рамках правового поля, то 25 октября 2007 года норвежцами была предпринята попытка увязать благоприятное для них экономическое решение о вхождении в проект в российской части шельфа Баренцева моря с политическим продвижением своих интересов в арктических пространствах со спорным режимом.
Объявление о подаче заявок было сделано в соответствии с законодательством о континентальной части Норвегии и фактически означало его распространение на шельф Шпицбергена, что противоречит интересам стран - участниц Парижского договора 1920 года.
В прошлом году были внесены поправки в законы РФ О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и О континентальном шельфе Российской Федерации . Согласно этим поправкам, теперь получать лицензии на шельфовые участки могут только российские юридические лица, которые имеют соответствующий (не менее пяти лет) опыт работы в стране и в уставных капиталах которых доля государства составляет более 50%. На практике это означает, что частные российские нефтегазовые компании будут вынуждены работать на нашем шельфе только в сотрудничестве с Газпромом или Роснефтью , а также искать возможности приложения своих сил на зарубежном шельфе или в Каспийском море, которое рассматривается как закрытый водоем.
В создавшейся ситуации у отечественных ВИНК может возникнуть интерес к Шпицбергену, входящему в состав Западно-Арктической нефтегазоносной провинции. Прогнозные ресурсы только ее российской части составляют порядка 20% мировых запасов углеводородов. По оптимистичным прогнозам, на шельфе архипелага имеются ресурсы нефти и газа, эквивалентные 5 - 6 млрд. т условного топлива.
Но российским компаниям для осуществления работ на шельфе Шпицбергена понадобится база. Ею могут служить земельные участки и инфраструктура треста Арктикуголь . Однако нефтяникам придется сотрудничать с негибкой российской производственной структурой, созданной еще в советские времена, а также столкнуться со сложными юридическими проблемами, отражающими неурегулированный характер режима Шпицбергена. Впрочем, игра может стоить свеч - при разведочных работах на уголь, проводившихся трестом еще в середине 1990-х годов, из скважины, пробуренной на одном из принадлежащих ему горных отводов, пошел конденсат весьма высокого качества. Арктикуголь до сих пор не нашел партнера для бурения там полноценной разведочной скважины на нефть и газ.
Вполне естественно, что у российских нефтегазовых гигантов - Газпрома и Роснефти , - занятых крупными проектами в более благоприятных климатических условиях, руки до Шпицбергена не доходят и вряд ли дойдут. Но освоение углеводородного месторождения на суше архипелага позволит российской частной нефтегазовой компании получить базу для эффективного участия в добыче углеводородов в той части Западно-Арктической нефтегазоносной провинции, которая подпадает под действие договора о Шпицбергене, в случае обнаружения там значительных запасов.
В этом году отечественные специалисты намерены изучить геологическое строение и оценить прогнозные ресурсы Поморского прогиба Западно-Шпицбергенской континентальной окраины. Опыт российского присутствия на архипелаге и промысловая деятельность наших рыбаков в прилегающих к нему морских пространствах позволяют надеяться, что руководство страны окажет необходимое содействие частным нефтегазовым компаниям при урегулировании возможных конфликтных ситуаций с норвежскими властями.