Куда ведет каспийский коридор?
КАСПИЙ с прилегающими к нему территориями к началу текущего десятилетия стал наиболее перспективным нефтегазоносным регионом мира. Доказанные запасы черного золота составляют здесь около 10 млрд. т, совокупные ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 млрд. т. Эксперты Министерства энергетики США полагают, что к 2015 году Каспийский регион обеспечит 7% мировой добычи жидких углеводородов и 12% их экспорта (200-230 млн. т в год).
Однако сегодня Каспий привлекает к себе внимание многих стран не только богатыми запасами углеводородов. В первую очередь он имеет стратегическое значение как перекресток перспективных транспортных маршрутов по направлениям Восток - Запад и Север - Юг. Создание Евразийского энерготранспортного коридора позволит осуществлять поставки углеводородного сырья как в государства Европы, так и в быстро развивающиеся страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Это не замедлит сказаться на расстановке сил в мире.
Безопасный маршрут
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ РЕГИОН сегодня является зоной особого интереса стран Запада, Японии и Китая. Прежде всего он привлекает этих крупнейших нефтеимпортеров значительными углеводородными запасами и своим геостратегическим положением, позволяющим выстраивать относительно безопасные сухопутные маршруты транспортировки нефти и газа, минуя проблемные участки, такие как Ормузский и Малаккский проливы, а также территорию России.
Водный путь из Персидского залива через Ормузский пролив считается одной из важнейших международных морских транспортных коммуникаций. В настоящее время через него осуществляется до 40% общемирового экспорта нефти, доставляемой из Ирака, Ирана, Катара, Кувейта, ОАЭ и Саудовской Аравии. Ежедневно из этого региона танкерами вывозится от 16,5 до 19 млн. баррелей черного золота , большая часть которого (около 13 млн. баррелей в сутки) поступает в азиатские государства, главным образом в Японию и Китай. А через Баб-эль-Мандебский пролив и Суэцкий канал сырье транспортируется в европейские страны. Часть аравийской нефти идет в США и другие государства Америки (см. рис.1).
Помимо нефти через Ормузский пролив (преимущественно из Ирана и Катара, а также из Саудовской Аравии и ОАЭ) ежедневно перевозится до 3,5 млрд. м3 сжиженного природного газа, направляемого в Японию, Южную Корею и Индию, а также в Европу и Северную Америку.
По мнению экспертов, даже кратковременное прекращение судоходства через Ормузский пролив приведет к приостановке большей части нефтяных и газовых поставок из зоны Персидского залива, что негативным образом отразится на мировой углеводородной конъюнктуре. Об этом наглядно свидетельствует скачкообразный рост цен на нефть, вызываемый информацией об угрозе возникновения вооруженного конфликта в данном регионе. Так, в случае американо-иранского столкновения возможно перекрытие Ираном судоходства через Ормузский пролив - один из вариантов ответных действий на вторжение США.
Что до Малаккского пролива, то он является важной сферой интересов Китая, так как через него транспортируется около 80% нефти, импортируемой этой страной морским путем. В год через пролив проходит около 50 тыс. кораблей, обеспечивающих, по разным оценкам, от одной пятой до одной четвертой всего морского товарооборота КНР. В связи с этим правительство Китая опасается конфликта с Тайванем, который в таком случае может блокировать пролив. В целях снижения нагрузки на данном направлении Пекин рассматривает несколько альтернативных вариантов поставок нефти, в том числе через нефтепровод из Казахстана.
Создание альтернативных маршрутов транспортировки энергоресурсов приобрело особую актуальность в связи с возникновением и развитием с 2004 года пиратства в водах Аденского залива, через который осуществляется примерно 10% всего мирового судоходства и более 30% морских перевозок нефти. В течение года здесь проходит около 16 тыс. торговых судов. По информации Международного морского бюро, несмотря на присутствие в заливе сил НАТО и боевых кораблей России, Индии и Малайзии, с октября 2008 года пираты совершили нападения на 32 судна, захватив 12 из них. Более 250 заложников все еще удерживаются ими в плену. За 2008 год, по некоторым данным, морские разбойники заработали более 150 млн. долларов. Причем в настоящее время их нападения становятся все более дерзкими. Гораздо безопаснее в связи с этим транспортировать углеводороды не по морю, а по суше, в частности - через Казахстан.
Мост между Европой и Азией
ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ, проходящие по территории Казахстана, связывают между собой государства Европы, Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь пролегает отрезок (150 км) Транссибирской железнодорожной магистрали, которая обеспечивает существенное сокращение сроков доставки грузов из стран АТР в Европу в сравнении с южным морским путем вокруг евразийского континента. Страна является своеобразным мостом между Европой, Центральной и Юго-Восточной Азией. Через Казахстан проходит кратчайший сухопутный путь из Европы в Индию, по которому направляется основной грузопоток. Такое геоэкономическое положение предоставляет республике определенные выгоды.
Другим не менее важным преимуществом Казахстана являются его углеводородные ресурсы. По запасам нефти страна занимает восьмое место в мире, уступая лишь Саудовской Аравии, Ирану, Ираку, Кувейту, ОАЭ, Венесуэле и России. В начале 2008 года на долю республики приходилось около 3,3% мировых залежей нефти и 1,5% газа. Более половины всех прогнозируемых запасов черного золота (13-18 млрд. т) находится в бассейне Каспийского моря, который в перспективе станет главным нефтедобывающим районом страны. Подтвержденные запасы составляют около 40 млрд. баррелей, или 6,5 млрд. т. Среди государств СНГ Казахстан является вторым после России по объему добываемой нефти (68,7 млн. т в год).
Казахстанские нефтяные компании разрабатывают порядка 80 месторождений углеводородного сырья. В эксплуатацию вовлечено более 80% извлекаемых запасов. За 1997-2007 годы добыча возросла в три раза - с 0,5 до 1,5 млн. баррелей в сутки. Только за 2007 год производство нефти увеличилось на 3,9%.
Руководство Казахстана прогнозирует, что к 2015 году нефтедобыча может достигнуть 3,5 млн. баррелей в сутки (150 млн. т в год), из которых 3 млн. баррелей будет экспортироваться. Таким образом, к 2017 году республика намерена войти в десятку крупнейших производителей нефти в мире. Согласно данным экспертов международного рейтингового агентства Fitch Ratings, в 2007-2015 годах объемы нефтедобычи в стране будут увеличиваться в среднем на 5,7% в год.
Нефтегазовый сектор рассматривается в качестве наиболее перспективной отрасли экономики Казахстана на ближайшие 30 лет, однако на данном этапе развития состояние нефгегазодобывающей отрасли остается достаточно сложным. Большинство разрабатываемых месторождений к 2002 году уже достигли максимального уровня добычи. Вместе с тем перед страной открываются большие перспективы в плане эксплуатации ее богатых энергетических ресурсов.
Дальнейший рост добычи на суше связан в первую очередь с интенсификацией разработки крупных месторождений, таких как Тенгиз (извлекаемые запасы нефти свыше 1 млрд. т) и Карачаганак (около 700 млн. т нефти и 1,3 трлн. м3 газа). На Тенгизе с
1994 года работает совместное предприятие Тенгизшевройл (ТШО), созданное американскими компаниями ChevronTexaco Overseas (50%), ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc. (25%), казахстанской НК КазМунайГаз (20%) и российско-американским СП LUKARCO B. V. (5%). В 2010 году ТШО рассчитывает увеличить добычу до 27 млн. т. Освоением Карачаганака занимается международный консорциум Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В. с участием компаний BG Group (32,5%), ENI (32,5%), Chevron (20%) и ЛУКОЙЛ (15%). Максимального уровня газодобычи на данном месторождении (15 млрд. м3) планируется достичь к 2012 году. Контракты, заключенные между Россией и Казахстаном, предусматривают поставки голубого топлива на Оренбургский газоперерабатывающий завод, а также его экспорт в Европу по трубопроводам Газпрома .
Вместе с тем исследования показали, что основной прирост разведанных запасов и добычи углеводородного сырья Казахстану следует ожидать в акватории Каспийского моря, где республике принадлежат 75% нефти и 45% газа. На освоение этих ресурсов потребуется 33,5 млрд. долларов. С 2006 по 2010 год планируется вложить около 12,9 млрд. долларов, а на следующем этапе (2011-2015 гг.) - 16,8 млрд. В результате нефтедобыча в казахстанском секторе Каспия должна вырасти к 2010 году до 18 млн. т, а к 2015 году - до 90 млн. т в год.
Мешают квоты и отсутствие терминалов
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ таких крупнейших и динамично развивающихся стран, как Россия и Китай, открывает широкие перспективы для экспорта казахстанских углеводородов. Это предполагает совершенствование в республике системы магистральных трубопроводов, перепрофилирование и модернизацию части предприятий машиностроения, развитие морского флота и портов, создание крупного нефтехимического производства. Естественно, решение этих задач потребует вложения значительных инвестиций. Поэтому стратегия Казахстана строится на привлечении к разведке, освоению и разработке наиболее перспективных месторождений нефти и газа, а также реализации инфраструктурных проектов иностранных, главным образом западных, нефтяных компаний, способных не только вложить в НГК необходимые финансовые средства, но и организовать всю производственную цепочку, включая транспортировку углеводородов.
Несмотря на отмеченные благоприятные условия развития нефтегазовой отрасли Казахстана, имеются два фактора, ограничивающие ее дальнейший рост. Во-первых, отсутствуют эффективная система распределения и необходимая инфраструктура, что не позволяет достигнуть внутреннего самообеспечения нефтью на протяжении уже ряда лет. Во-вторых, недостаточны коммуникации для экспорта черного золота и голубого топлива на международные рынки, что, в свою очередь, резко уменьшает возможность получать финансовые средства для реализации социально-экономических планов. Экспорт до 2006 года осуществлялся только через территорию России, а сегодня ограничен квотами на транзит. По Каспийскому морю вывоз лимитирован пропускной способностью терминалов и отсутствием собственного танкерного флота.
На протяжении ближайших десяти лет практически вся нефть из разрабатываемых в настоящее время казахстанских месторождений будет транспортироваться через Российскую Федерацию. В соответствии с соглашениями, подписанными в 2001-2002 годах, Казахстан обязан поставлять в Россию около 55 млн. т черного золота в год. Эти договоры предусматривают перекачку 15 млн. т нефти в Самару, являющуюся центром нефтеперерабатывающей промышленности, и поставку более 20 млн. т нефти из Тенгиза в Новороссийск, крупнейший российский нефтеналивной терминал на Черном море. Также в соглашениях оговорена транспортировка в Новороссийск более 10 млн. т нефти с морского месторождения Курмангазы.
Сегодня, по мнению казахстанских экономистов и политиков, строительство разветвленной сети экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и Востоке, становится одним из самых насущных вопросов.
Среди ведущих игроков, имеющих экономические интересы в Казахстане, фигурируют Россия, страны ЕС, США, Китай и соседние государства Центральной Азии. При этом Казахстан осознает, что, выстраивая свои отношения в регионе, каждая из великих держав делает акцент на интересующей ее сфере.
Свой интерес
ОЧЕВИДНО, что Китай нацелен на долгосрочное присутствие в нефтегазовом секторе Казахстана. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) работает в республике уже девять лет и является основным владельцем АО Актобемунайгаз . В настоящее время CNPC занимает третье место в стране по объему нефтедобычи, имеет лицензию на извлечение углеводородов на трех месторождениях: Жанажол, Кенкияк-надсолевой и Кенкияк-подсолевой. Пекин намерен и далее расширять свой доступ к казахстанским нефтяным ресурсам. Фактическим подтверждением тому служит заключение в январе 2007 года сделки о совместной разработке с Казахстаном месторождения Кара-жанбас.
Пекин заинтересован в завершении строительства нефтепровода Казахстан - Китай. Весной 2003 года была сооружена первая часть указанной магистрали, нефтепровод Атырау - Кенкияк; в декабре 2005 года введена в строй вторая - Атасу (Казахстан) - Алашанькоу (Китай), - которая стала первой экспортной ниткой , позволившей транспортировать нефть на Восток, минуя территорию России. Планируется, что нефтепровод Кенкияк - Кумколь протяженностью порядка 750 км и пропускной способностью около 20 млн. т в год, станет третьей (последней) частью проекта, который обеспечит выход западноказахстанской нефти к границе КНР. Ввод в строй всего магистрального трубопровода до Китая запланирован на конец 2009 года (см. рис. 2).
После приобретения компании ПетроКазахстан CNPC контролирует в республике добычу около 12 млн. т нефти в год, однако реально через новый трубопровод может прокачивать ежегодно не более 4-5 млн. т, так как связана обязательствами по поставкам углеводородов в трубу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и на НПЗ в Чимкенте. В ближайшие годы Казахстан рассчитывает загрузить новый нефтепровод на полную мощность с помощью российского сырья, в частности за счет поставок ОАО Газпром нефть и ТНК-ВР.
Свой интерес в Казахстане есть и у США. За постсоветский период Штаты инвестировали в экономику республики более 12 млрд. долларов и продолжают наращивать инвестиционные потоки. Только за первый квартал 2008 года их объем достиг 0,5 млрд. долларов. В стране представлены ведущие американские корпорации, такие как ExxonMobil , ConocoPhillips , Halliburton и Access Industries .
В состав последней входит одна из самых больших нефтехимических компаний мира ( Basell ). Она начинает реализацию проекта по строительству на территории Казахстана одного из самых технологичных нефтехимических комплексов стоимостью 4 млрд. долларов. 24 июня 2006 года в Астане был дан официальный старт казахстанско-американской инициативе по государственно-частному экономическому партнерству, направленной на привлечение инвестиций в несырьевые сектора экономики. Особую значимость для США представляет участие Казахстана в реализации проекта трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), обеспечивающего транспортировку казахстанской нефти к Средиземному морю (см. рис. 3).
Нефтепровод вступил в строй 25 мая 2005 года, когда был открыт его азербайджанский участок. Акционерами проекта являются компании BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Chevron (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), AmeradaHess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%) и Total (5%).
В июне 2006 года Казахстан официально присоединился к проекту БТД, подписав договор с Азербайджаном о прокачке по данной магистрали 25 млн. т нефти (на начальном этапе предполагалось поставить 7,5 млн. т).
В октябре 2008 года по этому маршруту стала поступать нефть с месторождения Тенгиз (около 100 тыс. баррелей в сутки). Она танкерами доставляется из порта Актау на Апшеронский полуостров, а затем закачивается в БТД. Начиная с июля 2006 года количество сырья, транспортируемого по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан, было увеличено с 500 тыс. до 1,2 млн. баррелей в сутки.
С геополитической точки зрения основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана на мировые рынки. Это первый трубопровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. Штаты не только получают альтернативный Персидскому заливу источник сырья, но и расширяют зону своего влияния в регионе. Ввод в эксплуатацию нефтепровода позволяет более активно осваивать ресурсы казахстанского месторождения Кашаган и азербайджанского блока месторождений Азери - Чираг - Гюнешли. Для Казахстана участие в этом проекте рассматривается как возможность диверсификации поставок энергоресурсов за рубеж, создание третьего маршрута помимо экспорта энергоресурсов в Россию и Китай.
Не исключено, что в перспективе новым маршрутом транспортировки может воспользоваться и Туркменистан. Экономические потери России от его появления некоторые эксперты оценивают в 200 млн. долларов в год.
В отличие от США западноевропейские государства руководствуются больше не геополитическими соображениями, а сугубо прагматичными интересами. События последних лет поставили на повестку дня вопрос о прекращении зависимости ЕС от арабской нефти. Наиболее реальной перспективой для Европы остается каспийское черное золото . Европейский cоюз, заинтересованный в диверсификации источников энергоносителей и путей их транспортировки в Европу, также выступает за строительство новых трубопроводов из бассейна Каспийского моря в обход России. Этой цели, в частности, служит Стратегия ЕС в отношении стран Центральной Азии, разработанная в 2007 году.
Казахстан обеспечивает до 20% импорта энергоносителей в страны ЕС. Для ряда европейских государств он стал ведущим поставщиком нефти и газа. В энергетическом секторе республики работают крупнейшие европейские концерны: Total , Agip , ENI , Shell , British Gas и BP.
Европейские инвестиции в экономику Казахстана (прежде всего в энергетическую сферу) составляют более 24 млрд. долларов в год - это около половины от общего объема капиталовложений (49,7 млрд.). Большая часть из них приходится на Великобританию (13,7%), Италию (7,1%), Нидерланды (5,5%), Францию (1,7%) и Германию (1,5%).
В декабре 2006 года Министерство энергетики Казахстана и Европейская комиссия подписали Меморандум о взаимопонимании в области энергетики. Этот документ признает ключевую роль республики как крупного производителя природного газа и нефти, а также обоюдную заинтересованность сторон в совместной деятельности в энергетическом секторе. В марте 2006 года Евросоюз одобрил Стратегию по энергетике, в рамках которой до 25% импорта энергоресурсов в ЕС будет приходиться на Каспийский регион (читай - Казахстан).
Для Евросоюза особое значение имеют два проекта, непосредственно связанные с транспортировкой углеводородов из региона Центральной Азии, - нефтепровод Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск и газопровод Nabucco . Первый из них был построен в 2001 году с целью уменьшить зависимость Украины и ЕС от поставок сырья из России (см. рис. 4).
Его пропускная способность составляет 15 млн. т в год, но может быть доведена до 40 млн. т. В настоящее время обсуждается вопрос о его соединении с основной польской нефтяной магистралью Плоцк - Гданьск. Первоначально по данному маршруту предполагалось перекачивать каспийскую (в том числе казахстанскую) нефть из порта Южный в западноукраинский город Броды, а оттуда по трубопроводу Дружба направлять ее в Восточную и Центральную Европу. Однако в течение трех лет маршрут Одесса - Броды не был загружен из-за недостатка мощностей Транснефти и КТК. Поэтому было принято решение о его реверсном использовании. В итоге по нему ежегодно транспортировали 9 млн. т российской нефти в Одессу.
Реверсный режим в настоящее время сохраняется, однако Украина пытается изменить его и начать экспортные поставки каспийской нефти в страны ЕС. Новый переговорный процесс стартовал в 2003 году в Брюсселе, когда была принята трехсторонняя декларация в формате Украина - Польша - ЕС по реализации проекта соединения украинской и польской магистралей.
В 2005 году Европейский инвестиционный банк заявил о своей готовности на специальных условиях профинансировать это строительство в размере 600 млн. долларов. Тогда же Казахстан впервые публично подтвердил заинтересованность в поставках каспийской нефти в Европу по территории Украины.
Еще одним маршрутом поставок каспийской нефти в ЕС станет, вероятно, Панъевропейский нефтепровод (PanEuropean Oil Pipeline - РЕОР) из румынского города Констанца в город Триест в Италии (Констанца - Триест). По нему, скорее всего, будет транспортироваться черное золото из Казахстана и Азербайджана, что разгрузит проливы Босфор и Дарданеллы. По предварительным оценкам, сооружение данного трубопровода протяженностью 1,4 тыс. км и пропускной способностью 60-90 млн. т нефти в год обойдется в 3,5 млрд. долларов. Его запуск намечен на 2012 год. Сырье планируется поставлять на нефтеперерабатывающие заводы Северной Италии и стран Центральной Европы. Этот же маршрут может использоваться для транспортировки газа.
Вектор перемен
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ Казахстан и Азербайджан наращивают поставки нефти в Европу по уже имеющимся маршрутам. При этом Астана стремится стать более независимой в экспорте, получив контроль над трубопроводами. В связи с тем что Турция ввела ограничения на проход танкеров через Босфор, Казахстан выразил намерение выкупить у Греции и Болгарии долю в проекте нефтепровода Бургас - Александруполис, что позволит ему поставлять нефть в Европу в обход проливов Черного моря.
Азербайджан в ближайшее время планирует увеличить пропускную способность трубопровода Баку - Супса с 7,5 до 10 млн. т в год. Эта магистраль протяженностью 840 км принадлежит компании ВР и проходит по территории Грузии (см. рис. 4). При этом намечается наполнять трубу в основном казахстанской нефтью, которая затем по нефтепроводу Одесса - Броды будет поступать на европейские рынки. За счет притока сырья из Казахстана планируется нарастить мощность и нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (до 1,4 млн. баррелей в сутки).
И это еще не все действия по диверсификации поставок. 14 ноября 2008 года между ГНКАР и КазМунайГазом было подписано соглашение по основным принципам реализации проекта Транскаспийской транспортной системы (ТКТС). Его цель - создать надежную схему танкерной транспортировки нефти через терминалы в Казахстане и Азербайджане и ее последующего экспорта с использованием трубопровода БТД и другой нефтетранспортной инфраструктуры. Предусматривается, в частности, строительство нефтепровода Ескене - Курык, расширение морского порта Курык, закупка танкеров дедвейтом более 60 тыс. т. Ресурсной базой для Казахстана в этом проекте станут месторождения Кашаган и Тенгиз. В перспективе республика сможет экспортировать через Азербайджан до 1,2 млн. баррелей в сутки (60 млн. т в год), что соответствует нынешней пропускной способности трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан. ТКТС должна быть введена в эксплуатацию к концу 2012 года, что по времени совпадает с началом промышленной разработки морского месторождения Кашаган.
В ближайшие четыре года Казахстан планирует также полностью завершить транспортный проект Северо-Казахстанской транспортной системы (СКТС), который предусматривает сооружение двух прибрежных терминалов, а также нефтепровода Атырау - Актау.
Однако многие эксперты усматривают в вышеописанных планах прежде всего не экономические, а политические мотивы. Так, маршруты транспортировки азербайджанской нефти через Грузию и Турцию менее выгодны, чем использование нефтепровода Баку - Новороссийск (см. рис. 3). Но именно турецкий маршрут в противовес интересам России начал лоббироваться США, в результате чего возник проект Баку - Тбилиси - Джейхан, изначально абсолютно нерентабельный, так как запасов азербайджанских месторождений недостаточно для заполнения трубы.
Газовый конфликт между Россией и Украиной в январе 2009 года еще более актуализировал (по вине Киева) создание транспортных коридоров в обход Российской Федерации и повысил значимость Каспийского бассейна для энергетической безопасности Европы.
Однако надо осознавать, что если первоначально взаимоотношения между Россией, Казахстаном и другими странами СНГ в топливно-энергетической сфере строились с учетом той карты маршрутов , которая досталась этим государствам в наследство от СССР, то все последующие изменения в поставках энергоресурсов зависели от перемены их внешнеполитического вектора. Как видится, геополитическое соревнование за право прокладки новых транспортных коридоров переходит в стадию борьбы за потоки каспийской нефти между глобальными и региональными державами и транзитными государствами. Во многом будущая карта энергетических маршрутов будет определяться политическим выбором государств постсоветского пространства, и в первую очередь Казахстана как одного из ключевых элементов евразийского энергетического моста.