Мировой закон для глобального рынка
СЕЙЧАС В МИРЕ существует довольно много структур, регулирующих торговлю энергоносителями. Это и Комиссия ЕС, и ОПЕК, и Международное энергетическое агентство (МЭА), и Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ), и Энергетическая хартия. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но нет единых для всех правил. Поэтому необходима новая система международного правового регулирования энергетического бизнеса, которая бы учитывала достоинства всех этих организаций, но была бы избавлена от их недостатков.
В связи с этим возникла идея создания Мирового энергетического кодекса. В его основу должны лечь те предложения, которые Президент России Дмитрий Медведев представил потребителям и продавцам газа еще в апреле 2009 года в качестве альтернативы Энергетической хартии. Предполагается, что кодекс поможет в будущем избежать газовых конфликтов, подобных тому, который разгорелся зимой 2008-2009 годов между Россией и Украиной.
Договориться о дефинициях
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ был предпринят целый ряд шагов, направленных на стабилизацию рынков углеводородов. Один из них - это договоренность, достигнутая между Министерством энергетики РФ и Международным энергетическим агентством в октябре 2009 года по итогам переговоров в Париже. Она включает в себя такие разделы, как совместная борьба с энергетическим кризисом, повышение энергоэффективности, сокращение эмиссии вредных веществ, укрепление энергетической безопасности, обмен опытом и т.д.
Российское Министерство энергетики будет в 2010 году выступать в качестве наблюдателя по меньшей мере на одном заседании правления МЭА. Его представители станут также участвовать в заседании постоянной группы по долгосрочному сотрудничеству, которое состоится в будущем году в Париже, и, вместе со своими коллегами из Федерального агентства по науке и инновациям, - в работе Комитета по энергетическим исследованиям и технологиям. Кроме того, МЭА и Минэнерго при участии Газпрома и других энергетических компаний в первой половине 2010 года проведут совместный экспертный семинар по развитию газовых рынков.
Эксперты двух сторон (в том числе молодые специалисты) будут периодически встречаться для обсуждения проблем развития международных рынков нефти и газа. Партнеры также договорились интенсивно обмениваться информацией о газовом комплексе, чтобы увеличить его прозрачность и безопасность.
МЭА обязалось подготовить в 2010-2011 годах подробный обзор энергетической политики России, а российский эксперт будет участвовать в создании аналогичного документа для одной из стран - членов данной международной организации. Российское правительство готово помочь и в разработке других аналитических материалов агентства - Мирового энергетического обзора, перспектив энергетических технологий, а также докладов по нефти и газу.
Постепенно появляются и иные площадки для развития энергетического диалога. Так, глава Газпрома Алексей Миллер на XXIV Мировом газовом конгрессе в Буэнос-Айресе напомнил, что Форум стран - экспортеров газа перестает быть неформальным объединением и получает постоянно действующую организационную структуру. Его штаб-квартира разместится в столице Катара - Дохе. Главные задачи данной организации - совместный анализ тенденций спроса и предложения на мировом газовом рынке; обсуждение вопросов ценообразования и инвестиционных программ; координация крупных проектов. Решение проблем отрасли и формирование перспектив ее дальнейшего развития требуют объединенных усилий, - пояснил А.Миллер. - Мы считаем, что разнообразие форм сотрудничества и координации действий участников рынка - это позитивный фактор.
Тем не менее газовый сектор по-прежнему остается одной из самых нестабильных сфер мирового энергетического рынка. Поэтому необходимо сформировать механизмы его регулирования на глобальном уровне. Подобная система должна, во-первых, объединить на общих принципах региональные рынки, а во-вторых, устранить правовую несимметричность между производителями голубого топлива и его потребителями.
Если экспортеры газа расширяют свою экспансию на рынках только в экономической сфере, то некоторые импортеры стремятся активно влиять и на внутреннюю политику государств-поставщиков. Известно правило: покупатель всегда прав. Но из него не следует, что всегда неправ поставщик. Предлагая объединить мировой опыт регулирования международных энергетических рынков в Мировой энергетический кодекс, мы полагаем, что этот документ не будет священным текстом, надиктованным импортерами для экспортеров, но будет содержать общие правила добросовестного и ответственного поведения, которые и обеспечат баланс интересов всех сторон, действующих на конкурентном рынке, - заявил глава Российского газового общества, вице-спикер Государственной Думы Валерий Язев в Брюсселе в ходе ежегодной конференции по вопросам политики Европейского союза газовой промышленности (Еврогаз). Иначе говоря, предлагается, прежде чем вступать в дискуссию, договориться о дефинициях. А то получается, как в русской присказке: Я ему про Фому, а он мне - про Ерему!
Европа недовольна Газпромом
О ТОМ, что необходимость более тесной координации действий экспортеров и импортеров голубого топлива давно назрела, свидетельствуют и нынешние сложности с европейскими партнерами Газпрома. По итогам первого полугодия 2009 года, они снизили потребление российского газа на 29% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 46 млрд. м3. А положенную по условиям контракта неустойку они платить не хотят. Однако в преддверии холодов ситуация начала выправляться. Во многих государствах ЕС начался отопительный сезон, что привело к увеличению объемов использования голубого топлива. Но к октябрю недобор газа составлял 7% от законтрактованных объемов. Штрафные санкции за это могли бы достичь 2,5 млрд. долларов. Однако Газпром решил пойти навстречу своим контрагентам и согласился не прибегать к штрафам, если они обязуются забрать невостребованный в 2009 году газ в нынешнем году, то есть сверх оговоренных на 2010 год поставок.
К созданию Мирового энергетического кодекса подстегивает и ужесточение политики европейских государств по отношению к Газпрому. Например, новый состав Европарламента на своей пленарной сессии 17 сентября 2009 года принял крайне жесткую резолюцию по энергополитике, целиком посвященную критике России.
В частности, Еврокомиссию призывают блокировать сделку по покупке Сургутнефтегазом доли в венгерской нефтегазовой компании MOL и активизировать строительство газопровода Nabucco в обход России для уменьшения зависимости от российского сырья. При этом поставки энергоресурсов пытаются увязать с вопросами соблюдения в России прав человека, которые якобы нарушаются.
Между тем список действующих и потенциальных поставщиков голубого топлива для Европы невелик. В нем помимо России числятся Норвегия (около 22%, в перспективе доля будет сокращаться) и Алжир (примерно 23%). По данным статистического обзора BP, обе страны располагают лишь 4% разведанных мировых запасов газа и, полагаясь только на них, невозможно удовлетворить прогнозируемый спрос. Вторым государством по величине газовых ресурсов после России является Иран (15% мировых запасов), третьим - Катар (14,7%). Добыча данного энергоносителя в этих странах пока находится в процессе становления, но потенциал ее очень велик. Свой вклад в покрытие европейских потребностей способны внести Алжир, Ангола, Ливия, Египет и Нигерия, а также страны Центральной Азии и Южного Кавказа - Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. И разработка Мирового энергетического кодекса могла бы существенно облегчить путь сырью из этих стран на европейский рынок.
Россия - Украина: начинай сначала…
ПОКА ЖЕ значительная доля газа поступает в Европу из России. В 2008 году наша страна продала в дальнее зарубежье около
160 млрд. м3 голубого топлива, при этом около 120 млрд. были прокачаны по украинской территории. И Евросоюзу остается рассчитывать лишь на то, что в 2010 году транзит российского газа через Украину прерываться не будет.
Хотя нынешняя ситуация каких-либо проблем с этим транзитом не предвещает, у европейских потребителей все же есть повод для беспокойства. Дело в том, что Нафтогаз не расплатился по своим облигациям и сейчас находится на грани банкротства. Не исключено, что он снова задержит платежи за российское топливо, а в ответ Газпром урежет поставки украинским потребителям, и все начнется сначала.
Но европейцы верят в то, что конфликтов удастся избежать. Мы надеемся, что этой зимой не будет таких проблем, как прошлой, когда две страны ЕС - Болгария и Словения - не получали газ, - заявил в Брюсселе в середине октября 2009 года глава Европарламента Ежи Бузек на совместном брифинге с Президентом Украины Виктором Ющенко. Однако Украина не гарантирует стабильности поставок голубого топлива в Европу, если Газпром не согласится внести изменения в действующие контракты. Позицию Киева по данному вопросу озвучил представитель Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. По его словам, речь идет прежде всего о сокращении объемов экспорта российского газа. По действующим соглашениям, Киев должен закупить у Газпрома более 40 млрд. м3 топлива в этом году и 52 млрд. м3 в следующем. Однако он планирует приобрести не более 33 млрд. За невыбранный объем ему грозят санкции: только за девять месяцев 2009 года штраф мог бы составить 5,9 млрд. долларов.
Россия неоднократно обещала простить Украине этот долг, но в благодарность получила еще одну инициативу - увеличение тарифа на транзит газа по территории соседнего государства. Сейчас он составляет 1,7 доллара за 1 тыс. м3 на 100 км, и во многом благодаря этому удалось снизить стоимость российского топлива для нужд самой Украины. Напомним, что в I квартале 2009 года Украина закупала российский газ по 360 долларов за 1 тыс. м3, во II квартале - по 270,95 доллара, в III - по 198,34 доллара. Но Киев все равно не доволен. По предварительным расчетам, с учетом топливной составляющей газа уровень тарифа на транзит в 2010 году может составить 2,68-2,7 доллара за 1 тыс. м3 на 100 км, - сообщил глава Нафтогаз Украины Олег Дубина.
Так что России, возможно, не стоит торопиться с прощением Украине штрафов за неиспользованное голубое топливо, ибо это - сильный инструмент давления, который позволит отстоять свои интересы.
По мнению экспертов, существуют три основные проблемы, осложняющие нормализацию отношений между Москвой и Киевом в газовой сфере: трубопроводный монополизм Украины на транзит голубого топлива из России, сложная социально-экономическая и политическая ситуация в этой стране, а также отсутствие международно-правовых регуляторов, которые помешали бы прерывать транспортировку российского сырья. Хотя со временем Украина неизбежно утратит монопольный статус транзитера в связи с созданием альтернативных маршрутов - Nord Stream, South Stream и Голубой поток-2.
Хотя, как полагает Валерий Язев, как раз наличие полновесного энергетического соглашения между Россией и ЕС и могло бы предотвратить многие проблемы. Например, если бы такое соглашение существовало между Россией и Евросоюзом, то кризиса с транзитом российского газа не было бы. В действительности в последние годы на фоне большого числа красивых и умных деклараций мы наблюдали экспансию ЕС и НАТО, в том числе военную. Мы наблюдали разницу между документами Энергетической хартии и содержанием энергетических пакетов и обзоров, которые готовила Еврокомиссия. И наряду с декларируемой либерализацией энергетических рынков в Европе, мы отмечаем рост протекционизма, замкнутости, ограничений в международной торговле под предлогом энергетической безопасности. Мы сознаем, что положение России на внешнем рынке природного газа не может не сказаться на состоянии рынка внутреннего и на состоянии всей газовой отрасли, на включении новых месторождений, на строительстве и реконструкции магистральных и распределительных газотранспортных сетей. Поэтому мы последовательно выступаем за разработку и принятие Мирового энергетического кодекса… На IX форуме Петербургского диалога в Мюнхене, на недавно прошедших саммитах в Брюсселе и Буэнос-Айресе наше предложение привлекло внимание политиков и специалистов. Нормы международного энергетического права, рассредоточенные по многим международным договорам, сегодня целесообразно свести в единый кодекс, а затем дополнить необходимыми, - считает В.Язев.
Газ сохранит свое значение
НЕСМОТРЯ на отдельные пертурбации, подобные традиционным российско-украинским газовым кризисам, мировой рынок голубого топлива развивается достаточно стабильно и динамично. С начала этого века электростанции, работающие на газе, обеспечили самый большой прирост годового производства электроэнергии. Если подобная тенденция сохранится, то к 2030 году потребности в природном газе увеличатся почти в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом. Три четверти этого прироста придется на страны, не входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Как отмечали участники уже упоминавшегося XXIV Мирового газового конгресса в Буэнос-Айресе, несмотря на сокращение добычи газа в Европе, высокие темпы расширения его производства продемонстрируют Австралия, Китай, Индия, Бразилия. Но наибольший вклад внесут Россия, страны Центральной Азии и Ближнего Востока. А США быстро наращивают добычу газа из нетрадиционных источников. В целом имеющихся ресурсов (даже без учета так называемого неконвенционального газа) в мире хватит как минимум на столетие. Причем на Россию, Иран и Катар приходится в совокупности почти 60% этих запасов.
Как ожидается, Россия на протяжении всей первой половины XXI века останется стабильным поставщиком газа на мировой рынок. К 2030 году, в соответствии с новой Энергетической стратегией России, производство голубого топлива в стране превысит
900 млрд. м3 в год (сейчас оно составляет 664 млрд.). До сих пор 95% газа Россия добывала в Западной Сибири, но в дальнейшем прирост запасов будет не менее чем на 30% обеспечиваться за счет арктического шельфа. А освоение уникальных газовых месторождений полуострова Ямал позволит отработать механизмы международного сотрудничества, которые затем будут востребованы при покорении Арктики, производстве и транспортировке из полярных районов сжиженного природного газа. В то же время переход на новые глубины добычи в Западной и Восточной Сибири увеличит долю высококонденсатного жирного газа, что создаст хорошие условия для развития газоперерабатывающей промышленности.
Участники конгресса также отметили, что на мировом газовом рынке все более активную роль играют органы государственной власти отдельных стран, а также международные объединения. При этом рыночная конкуренция вытесняется политической и принимает самые острые формы. Остановить этот процесс можно только за счет укрепления солидарности между потребителями и поставщиками на основе соблюдения общих для компаний и правительств правил, а также благодаря повышению прозрачности сырьевых рынков. Еще на ранних стадиях необходимо пресекать попытки политического шантажа со стороны всех субъектов энергетического бизнеса.
Нуждается в развитии и правовая база функционирования трансграничных трубопроводов. По мнению экспертов, в международное энергетическое право следует внести понятие стратегических трубопроводных систем мирового значения с определением их исключительного статуса, с особым порядком инвестирования, эксплуатации и обеспечения безопасности поставок.
И Россия готова к партнерству для решения перечисленных проблем. У нее имеется многолетний опыт международных поставок газа и (что немаловажно) практика разрешения споров в данной области. Используя в качестве основы Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики, представленный в апреле 2009 года Президентом России Дмитрием Медведевым, можно создать Мировой энергетический кодекс, а также сформировать необходимые межгосударственные институты под эгидой ООН. Это позволит обеспечить устойчивое развитие всех стран мира, устранить поводы для ненужных политических споров, избежать столкновения региональных и национальных правовых систем на рынке природного газа, который неуклонно становится глобальным.