ГЛАВНАЯ

«Нефть России в XXI веке»

Энергетические проблемы - глобальный вызов  XXI века

НА ПРОТЯЖЕНИИ ряда десятилетий обеспечение надежного доступа к энергетическим ресурсам оставалось крайне чувствительным фактором международных отношений, глубинным, хотя и не всегда явным мотивом многих конфликтов. Сегодня, причем даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса, значение энергетики еще больше возрастает. Энергообеспечение во многом определяет стабильное развитие нашей цивилизации, социально-экономический прогресс, становится неотъемлемой составляющей международной, в том числе экономической, безопасности.

Нахождение эффективных решений проблем глобальной энергетической безопасности - важнейшая задача для всего человечества. В мире растет осознание того, что этого можно добиться только коллективными усилиями, на путях партнерства - как на уровне национальных правительств, так и на уровне регионов, а также в рамках международных организаций. 

В Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной в ноябре 2009 года правительством Российской Федерации, подчеркивается, что нашей главной целью является обеспечение энергобезопасности страны и полноценного участия в формировании системы глобальной энергетической безопасности.

По оценкам экспертов, Россия производит около 10% объема первичной энергии в мире. Мы являемся мировым лидером в добыче нефти и газа, обладаем крупными запасами энергоресурсов, солидной промышленной базой и инфраструктурой. Это определяет нашу заинтересованность в дальнейшем расширении и углублении взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами в энергетической сфере, реализации крупномасштабных профильных инвестиционных проектов. В числе приоритетов российской энергетической политики - диверсификация экспорта углеводородного сырья, поддержка строительства газопроводов Северный поток и Южный поток , нефтепроводов Восточная Сибирь - Тихий океан, БТС-2, Бургас - Александруполис, Самсун - Джейхан, обеспечение прочных позиций на международных рынках сжиженного природного газа, угля и электроэнергии.

Россия - активный участник диалога по энергопроблематике в Группе восьми . Уделяем значительное внимание этим вопросам в контактах с нашими основными партнерами - в частности, накануне саммита Россия - ЕС в Стокгольме подписан Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога Россия - ЕС. Тесно взаимодействуем с Международным энергетическим агентством, Организацией стран - экспортеров нефти, наращиваем работу в рамках Международного энергетического форума и ряда других международных организаций в сфере ТЭК. Наша страна является одним из учредителей новой международной организации - Форума стран - экспортеров газа, генеральным секретарем которого недавно избран представитель России.

Произошедшие за последнее время на мировой энергетической арене изменения, появление новых угроз стабильности энергетических рынков поставили в повестку дня необходимость совершенствования существующей нормативно-правовой базы энергетического сотрудничества.

На Санкт-Петербургском саммите Группы восьми в 2006 году по инициативе России были сформулированы принципы такого сотрудничества, фактически представляющие собой стратегию устойчивого развития мировой энергетики. Ее цель - гармонизировать интересы всех участников энергетической цепочки: и поставщиков, и потребителей, и транзитных стран. На основе такой формулы - баланса интересов и равной ответственности - и должно строиться их партнерство в укреплении энергетической безопасности.

В апреле 2009 года Президент Д.А.Медведев предложил подумать о построении новой правовой базы международного сотрудничества в энергетике, отвечающей интересам всех его участников. Концептуальные основы такого документа, содержащие соответствующие российские предложения, направлены руководству стран восьмерки , двадцатки , Содружества независимых государств, ближайшим соседям и партнерам России, международным организациям.

Суть наших идей - выработка отвечающего требованиям времени универсального международного юридически обязывающего документа, который охватывал бы все аспекты глобального энергетического взаимодействия и сторонами которого стали бы все основные страны-производители, транзитеры и потребители энергоресурсов. Приглашаем к его активному обсуждению все государства и многосторонние институты, включая учреждения системы ООН. Отечественная дипломатическая служба активно содействует конкретизации и практической реализации данной инициативы, ведет работу по выявлению пробелов в существующей правовой базе международного энергетического сотрудничества. 

Сегодня приоритет нашей страны - обеспечение условий для восстановления устойчивого экономического роста, основанного на более сбалансированной структуре экономики. Внешнюю политику России определяют долгосрочные цели комплексной модернизации страны, диверсификации экономики и ее перехода к инновационной модели развития. Мы заинтересованы в притоке зарубежных инвестиций, новейших технологий и передовых идей, вступлении во Всемирную торговую организацию.

В числе основных целей модернизации - энергоэффективность, создание новых видов топлива, развитие ядерной энергетики. Речь идет о том, чтобы использовать огромные природные богатства нашей страны с максимальной отдачей - продавать продукцию высокой переработки, заниматься газо- и нефтехимией, строить нефте- и газоперерабатывающие заводы. Такой курс призван способствовать тому, чтобы наша экономика стала в значительно меньшей степени зависимой от сырьевых поставок, приобрела интеллектуальное измерение.

Как недавно подчеркнул Президент Д.А.Медведев, Россия будет заниматься повышением энергоэффективности нашей экономики, независимо от наличия глобального климатического соглашения. Это выгодно нам самим, и этот принцип необходимо использовать и другим странам. Масштабное внедрение чистых, энергоэффективных и низкоэмиссионных технологий будет способствовать решению глобальных социально-экономических и экологических проблем, достижению Целей развития тысячелетия.

МИД России будет и впредь оказывать всемерное содействие развитию национальной экономики посредством обеспечения равноправных позиций в системе мирохозяйственных связей для страны и российского бизнеса, включая предприятия топливно-энергетического комплекса, способствовать повышению их конкурентоспособности и укреплению нашей репутации как ответственного партнера на рынках энергоресурсов.

Убежден, что подготовленный совместно  с  ОАО НК  ЛУКОЙЛ номер журнала будет востребован не только специалистами в энергетической области, но и всеми, кто хотел бы получить более полное представление о накопленном опыте и перспективных путях развития энергетической дипломатии России.