Искусство каспийского диалога
УКРАИНА, ПОЛЬША и государства Балтии уже не один год выражают свою политическую поддержку идее транспортировки нефти и газа Каспия в Восточную Европу в обход России. Однако у этих грандиозных планов есть ахиллесова пята - их коммерческая составляющая. Как следствие, Азербайджан, трезво оценивая каспийские транспортные варианты, планирует увеличить транзит своей нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск и начать газовые поставки в Россию.
Нефть не торопится в Броды
В 1999 ГОДУ был сдан в эксплуатацию трубопровод Баку - Супса (мощность - до 6,5 млн. т в год), по которому нефть международного каспийского проекта Азери - Чираг - Гюнешли (АЧГ) пошла к Черноморскому побережью Грузии. Из Супсы для танкеров открывается широкий веер маршрутов в страны Черноморского бассейна, а через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы - в Средиземное море, Атлантический и Индийский (через Суэцкий канал) океаны. С тех пор, то есть уже десять лет, Киев вынашивает планы по сворачиванию этого транспортного веера до одного нефтяного коридора Баку - Супса - Одесса - Броды. А после поддержки этих планов Польшей данный маршрут был гипотетически продлен до Гданьска (практически это может произойти в 2011 году, хотя не исключены и более поздние сроки).
Аргументы, которыми Киев стремится привлечь Баку к участию в проекте Одесса - Броды - Гданьск, таковы. Во-первых, турецкий пролив Босфор, способный пропускать максимум 160 млн. т нефти в год, перегружен танкерными перевозками. Во-вторых, начальная мощность трубопровода Одесса - Броды составляет 14,5 млн. т в год и в перспективе может быть увеличена в три раза - до 45 млн. т.
В-третьих, морской терминал Южный (в 35 км к востоку от Одессы) уже способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. т, а в дальнейшем - и до 150 тыс. т. В-четвертых, Киев обещает Баку самые оптимальные тарифы. Сочетание всех этих позитивных моментов должно, по заявлениям Киева, обеспечить Азербайджану прямой и рентабельный доступ каспийской нефти в Европу.
Однако нефть Азербайджана так и не появилась в трубе Одесса - Броды, так как трейдеры по коммерческим причинам отдают предпочтение иным маршрутам. Чтобы трубопровод не простаивал, Киев в 2004 году был вынужден начать его эксплуатацию в реверсном режиме - для доставки к Черному морю российского сырья. В 2004-2008 годах в Одессу по нему было перекачено почти 28 млн. т нефти. Платежи за транспортировку, транзит и портовую перевалку составили около 10,3 доллара за тонну.
В первые годы действия контракта века Азербайджан, в соответствии со своим долевым участием в этом проекте, получал только 10% сырья, добываемого на блоке АЧГ. Остальные 90% приходились на долю иностранных участников. Соответственно, в Супсе при максимальной загрузке трубопровода Азербайджан мог располагать не более чем 0,65 млн. т нефти АЧГ в год. А значит, транспортировать по нитке Одесса - Броды республике было просто нечего.
Однако в 2008 году, после завершения взаиморасчетов с иностранными участниками контракта века , доля Азербайджана в проекте выросла до 80%. Как следствие, с прошлого года Киев может вести с Баку вполне предметные переговоры о транзите данных углеводородов. Правда, дальше заявлений о том, что Украина готова перерабатывать 3-5 млн. т нефти Азербайджана на Дрогобычском и Надвирнянском НПЗ, дело вновь не пошло. И все по той же причине - цены, которые Киев предлагает за каспийскую нефть, ниже тех, по которым Баку продает ее потребителям других стран.
Правда, украинские власти объясняли отсутствие поставок другой причиной - не было готово технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта нефтепровода Одесса - Броды. И лишь в апреле Виктор Ющенко заявил, что оно практически завершено. А его уполномоченный по международным энергетическим вопросам Богдан Соколовский рассказал, что в рамках первой очереди данного проекта на Украину будет поставляться до 5 млн. т нефти и еще 5-7 млн. т будут идти транзитом через украинскую территорию в направлении Словакии и Чехии. На втором этапе объемы прокачки будут доведены до 20 млн. т в год, а на третьем - до 40 млн. т. Причем основным источником этой нефти должен стать именно Азербайджан.
Более того, Киев предложил Баку построить в западных регионах Украины собственный НПЗ. Однако и у этого плана, несмотря на всю его привлекательность, есть слабые звенья. Во-первых, Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) планировала сооружение НПЗ мощностью 10-15 млн. т в год и стоимостью свыше 2 млрд. долларов в турецком Джейхане, куда по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) имени Гейдара Алиева идет основной поток нефти АЧГ (в перспективе его объем должен достичь 50 млн. т в год). Произведенные там нефтепродукты намечалось реализовывать не только в Турции, но и ряде других стран Европы и Азии. Строительство предполагалось начать в 2008 году, но оно было заморожено из-за глобального кризиса и низких мировых цен на нефть.
Во-вторых, украинский топливный рынок - не самый привлекательный для ГНКАР с коммерческой точки зрения. В апреле 2009 года цена 1 л бензина А-76 составляла там 0,64 доллара; А-92 - 0,69; А-95 - 0,72; дизельного топлива - 0,66 доллара. Для сравнения, в Азербайджане бензин А-95 стоит 0,75 доллара за литр, а в соседней Грузии - более 1 доллара.
Турецкий узел
ПРАВДА, планы Анкары и Еревана по нормализации армяно-турецких отношений, прерванных в 1993 году, повысили шансы Украины на появление нефти Азербайджана в трубопроводе Одесса - Броды… Вероятность установления дипломатических связей, открытия границы и развития полноценного экономического сотрудничества между Турцией и Арменией встревожила Азербайджан. Ведь это даст определенный толчок к укреплению экономики Армении, что, в свою очередь, усилит позиции Еревана на переговорах по мирному решению проблемы Нагорного Карабаха (НК), контроль над территорией которого, а также семью прилегающими районами Баку утратил в 1992-1994 годах. Поэтому многие представители общественности призывают оказать энергетическое давление на Турцию, через территорию которой в 2008 году было прокачано около 85% экспортной азербайджанской нефти.
Чисто гипотетически Азербайджан действительно может резко сократить транзит своего сырья через Турцию. Для этого необходимо по максимуму загрузить трубопроводы Баку - Супса (6,5 млн. т в год), Баку - Новороссийск (5 млн. т), терминалы в Кулеви (10 млн. т) и Батуми (до 15 млн. т, однако тут переваливаются также нефть и нефтепродукты Казахстана и Туркменистана - до 8-9 млн. т в год). В результате в БТД можно будет не доливать до 27 млн. т в год. И часть этих углеводородов может отправиться в Одессу.
Хотя такого развития ситуации не хотят ни в Баку, ни в Анкаре. Спикер Милли меджлиса (парламента) Азербайджана Октай Асадов отметил: Нагорно-карабахский конфликт включен в контекст переговоров, ведущихся между Турцией и Арменией . А исполнительный секретарь доминирующей в парламенте партии Ени Азербайджан ( Новый Азербайджан ) Али Ахмедов уверенно заявил, что границы между этими двумя странами не будут открыты до разрешения ситуации вокруг НК, потому что интересы Азербайджана - это интересы Турции, интересы турецкого народа - это интересы азербайджанского народа .
Президент Турции Абдулла Гюль и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган также не раз официально заявляли, что пока не будет решен конфликт в Карабахе, армяно-турецкая граница не откроется. Другими словами, оснований для резкого сокращения транзита каспийской нефти по БТД, строительство которого обошлось инвесторам почти в 6 млрд. долларов, вроде бы нет.
Но как бы ни развивалась данная ситуация, для того чтобы азербайджанская нефть появилась в Одессе, необходимо повысить коммерческую привлекательность Каспийско-Черноморско-Балтийского энергетического коридора. И не столько для Украины, Польши и стран Балтии, сколько для Азербайджана! Следовательно, цены на нефтепродукты на Украине должны заметно подрасти. Пойдет ли на это Киев?
Горячка Белого потока
ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ выразил надежду на создание не только нефтяного, но и газового Каспийско-Черноморско-Балтийского коридора, получившего название Белый поток . Его составными частями должны стать, во-первых, Транскаспийский газопровод, предназначенный для прокачки на западный берег Каспия туркменского газа. Во-вторых, Южно-Кавказский трубопровод (по нему в настоящее время в Грузию и Турцию транспортируется контрактный газ первой стадии проекта Шах-Дениз). В-третьих, ответвление от ЮКТ, идущее к Черноморскому побережью Грузии. В-четвертых, Трансчерноморский газопровод из Грузии до Украины. И в-пятых, газотранспортная система (ГТС) самой Украины, в модернизацию которой Евросоюз обещал вложить до 2,5 млрд. евро.
На сегодняшний день из этих пяти элементов имеются лишь два: ГТС Украины и ЮКТ стоимостью 1 млрд. долларов, сданный в эксплуатацию в 2006 году. Пропускная способность последнего составляет около 8 млрд. м3 газа в год. Этого вполне достаточно для транспортировки максимальных контрактных объемов голубого топлива - до 6,6 млрд. м3 в год в Турцию и до 0,8 млрд. м3 в Грузию. Однако данная магистраль при наращивании мощностей компрессорных станций может прокачивать до 20 млрд. м3 газа в год.
Ключевые же звенья Белого потока - Транскаспийская и Трансчерноморская газовые магистрали, - равно как и отводной участок от ЮКТ, существуют лишь в планах инициаторов этого проекта.
Формально на пути создания Белого потока предпринят ряд важных шагов. В апреле 2009 года министр энергетики Грузии Александр Хетагури и генеральный директор компании White Stream Pipeline Co. Ltd. Роберто Пирани подписали в Тбилиси меморандум о взаимопонимании. А в Ашхабаде гендиректор немецкого концерна RWE Юрген Гроссманн и глава Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при Президенте Туркменистана Ягшыгельды Какаев заключили соглашение о транспортировке туркменского газа в Европу. Одним из вариантов его доставки как раз и является Транскаспийский газопровод. Правда, продолжением маршрута должен стать Nabucco , а не Белый поток .
Однако вряд ли стоит сейчас делить шкуру неубитого медведя. Потому что говорить о строительстве транскаспийских трубопроводов до утверждения правового статуса Каспия можно, а вот начать укладывать по дну моря реальные, а не гипотетические трубы - нельзя.
Поэтому инициаторы Белого потока говорят прежде всего о строительстве трансчерноморской магистрали. Сооружение ее первой очереди мощностью 8 млрд. м3 газа в год планируется начать в 2012 году, а завершить - в 2015-м. При этом в стороне остается ряд принципиальных вопросов. Один из них - финансирование, второй - технические сложности, связанные с необходимостью пересечения газопровода Голубой поток , по которому российский газ поставляется в Турцию. Правда, и 8 млрд. м3 азербайджанского газа для Белого потока - это чистой воды прожектерство. Чтобы убедиться в этом, достаточно подсчитать текущий и перспективный газовые балансы республики.
Голубое топливо пойдет на север
ЧТОБЫ НАЧАТЬ реализацию крупнейшего газового проекта Азербайджана - второй стадии освоения месторождения Шах-Дениз, - необходимо подписать соглашения о купле-продаже добываемого сырья. Формально о готовности покупать это голубое топливо заявляли Турция, Греция, Италия, Болгария и Иран. А компании - участницы проекта Nabucco хотели бы видеть его в планирующемся трубопроводе. Об этом же говорят и инициаторы Белого потока . Однако, называя причины торможения второй стадии Шах-Дениза, Президент Азербайджана четко сказал: У нас не отрегулированы вопросы транзита дополнительного объема газа через традиционные пути доставки . А таковыми являются территории Грузии и Турции. То есть благодаря традиционным партнерам у газа Шах-Дениза нет пока рынка сбыта. И им может стать Россия. Этой теме в ходе переговоров, состоявшихся в Москве 17 апреля 2009 года, президенты России Дмитрий Медведев и Азербайджана Ильхам Алиев уделили значительное внимание. Российский лидер подчеркнул, что готовящееся газовое соглашение может открыть новую страницу в энергетическом сотрудничестве и стать значительным событием в отношениях между двумя странами .
В свою очередь Ильхам Алиев объяснил, почему предпочтение отдается не западному, а северному направлению поставок газа второй стадии Шах-Дениза: Сотрудничество с Газпромом позволит Азербайджану диверсифицировать поставки и выйти на новые рынки сбыта . Причем без транзитных издержек, каковые имеют место на маршруте ЮКТ и неизбежны при создании Белого потока . Кроме того, важное преимущество северного пути - отсутствие необходимости дополнительных инвестиций в инфраструктуру, так как Россию и Азербайджан связывает газопровод Моздок - Кази-Магомед проектной мощностью 10 млрд. м3 в год, построенный в советское время. По нему можно перекачивать как минимум 5 млрд. м3 голубого топлива в год без каких-либо дополнительных капиталовложений.
Для того чтобы переговоры, которые ведутся в настоящее время между Газпромом и ГНКАР, завершились успешно, необходимо, как подчеркнул Президент Ильхам Алиев, только согласовать коммерческие условия, с тем чтобы они были взаимовыгодными, согласовать вопросы гарантий долгосрочного сотрудничества, чтобы никакие моменты, в том числе конъюнктура рынка, не вмешивались в дальнейший ход нашего сотрудничества . Соглашение должно быть таким, чтобы оно потом не подвергалось поправкам в какую-либо сторону , - отметил также азербайджанский лидер.
Но долгосрочное газовое соглашение между Москвой и Баку означает не только старт реализации второй стадии Шах-Дениза. Это, по сути, утрата всех иллюзий со стороны инициаторов Белого потока . При этом, как особо отметил Д.Медведев, появляется возможность говорить о диверсификации поставок энергоресурсов, разрешении проблем энергобезопасности, которыми так обеспокоена Европа.