Политическое урегулирование через прямой диалог и созыв международной конференции «Женева-2» по ситуации в Сирии – такие скоординированные и единые сигналы необходимо направлять всем сирийским сторонам – правительству и оппозиционным группам. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на экстренной пресс-конференции, которую он провел в МИД РФ 26 августа в связи с нагнетанием конфронтации вокруг бездоказательных утверждений о якобы применении властями Сирийской Арабской Республики химического оружия 21 августа с.г. в Гуте. На фоне информационной истерии происходит массированное наращивание боевых средств в регионе, звучат призывы и угрозы применения военной силы против правительства Башара Асада. Заявления на официальном уровне в Вашингтоне, Лондоне и Париже о якобы «неопровержимых доказательствах вины сирийских властей» противоречат, по утверждению министра Сергея Лаврова, договоренностям, которые были зафиксированы лидерами «Группы восьми» на саммите в Лох-Эрне в июне с.г. «В Декларации саммита черным по белому записано, что любое сообщение о применении химического оружия в Сирии должно быть самым тщательным образом и профессионально расследовано. А результаты такого расследования должны быть представлены в Совет Безопасности ООН. Те участники саммита «Группы восьми», которые отказываются от этой договоренности, по сути дела, пытаются брать на себя роль и следователей, и самого СБ ООН», - сказал руководитель внешнеполитического ведомства России.
В этой связи Сергей Лавров заявил: «Мы неизменно настаиваем на расследовании любых сообщений о том, что применялось или могло быть применено химическое оружие или химические отравляющие вещества. Расследуя нынешнюю ситуацию, необходимо в полной мере проанализировать циркулирующую в Интернете информацию, которая ставит под сомнение версию использования химоружия правительственными войсками. В (глобальной) сети полно оценок профессионалов и экспертов, в том числе из Великобритании, США, других западных стран, которые указывают на бездоказательность гуляющих по Интернету видеосюжетов. Сообщается, что многие из этих видео были размещены на соответствующих сайтах за много часов до того, как известные арабские телеканалы объявили о химической атаке против оппозиции 21 августа».
Министр упомянул о телефонном разговоре, состоявшемся у него 25 августа с Дж. Керри, в котором Госсекретарь США подтвердил приверженность Вашингтона проведению международной конференции, заверил, что продолжает работу с оппозицией, чтобы обеспечить ее участие в этом форуме. Сергей Лавров подчеркнул, что тех, кто вознамеривается любой ценой реализовать силовой сценарий, не устраивает даже вчерашняя договоренность, достигнутая сирийским правительством с экспертами ООН об организации посещения районов, в которых, как утверждается, были применены отравляющие вещества 21 августа. Между тем сайты в Интернете сообщают о том, что группировка НАТО начинает собираться у берегов Сирии в Средиземном море. Британская «Дейли Телеграф» пишет, что здесь появилась подводная лодка королевских ВМС, еще несколько кораблей остались после военных учений. 6-й флот США располагает на востоке Средиземноморья четырьмя эсминцами с крылатыми ракетами на борту. К возможной военной операции готова база британских ВВС на Кипре.
В пользу военного решения конфликта развернута мощная информационная кампания, подчеркнул Сергей Лавров. Он обратил внимание журналистов на то, что «информационный вброс» про химическую атаку в районе Гуты произошел в тот самый момент, когда российско-американские эксперты готовились к очередной встрече по подготовке Женевской конференции. «То, что разыгравшаяся истерия объективно будет работать против созыва этого форума, не вызывает никаких сомнений. Возможно, в этом и состоит одна из целей, которую преследуют авторы этой «новости», - предположил Сергей Лавров.
Министр отметил, что ход событий подтверждает: как только появляется малейший шанс на завязывание политического процесса, начинают предприниматься попытки силовой смены режима, чтобы подорвать эти шансы. «Так было и с наблюдателями ЛАГ, и с мирной инициативой К.Аннана, и с Миссией наблюдателей ООН в Сирии. Я думаю, сейчас такая же попытка предпринимается, чтобы подорвать российско-американскую инициативу от 7 мая с.г. о созыве международной конференции для полной реализации Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г», - сказал Сергей Лавров.
Министр процитировал журналистам заявление представителя «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии» Х.Салеха, опубликованное на американском веб-сайте The Daily Beast, о том, что американцы говорят оппозиционерам: «Вы сядете за стол переговоров и скажете, что требуете отставки Б.Асада. Они не согласятся, тогда идея провалится, и на сцену выйдем мы». – «Надеюсь, что, заявляя подобное, оппозиционеры выдают желаемое за действительное», - прокомментировал министр Лавров. Глава МИД РФ подчеркнул: «Мы также привержены важнейшему положению упомянутой уже Декларации саммита «Группы восьми», в котором лидеры заявили о необходимости объединить усилия правительства и оппозиции в борьбе против террористов с целью изгнать их из САР. Убежден, что именно на это должны быть направлены все усилия и членов «Группы восьми», и всего международного сообщества, а не на нагнетание конфронтации и наращивание ударных группировок в регионе. Мы уже проходили все это, в том числе, на примерах Ирака и Ливии. Ни один случай силового вмешательства извне не привел к установлению безопасности и улучшению жизни в той или иной стране, не привел к стабилизации всего региона. Наоборот, сейчас регион дестабилизирован практически беспрецедентно».
В связи с этим министр сказал: «Поэтому мы призываем всех действовать предельно ответственно, не повторять ошибок прошлого, работать по-честному, совместно, как и договаривались наши лидеры на саммите «восьмерки» в Лох-Эрне в июне с.г.».
Журналисты поинтересовались у Сергея Лаврова о приблизительных сроках проведения «Женевы-2», На это министр ответил, что «сейчас главный вопрос не в том, чтобы определить дату и пытаться подгонять под нее колеблющихся или возражающих. Позиция оппонентов режима слишком глубоко негативна, чтобы можно было заниматься организационными вопросами до того, как она изменится и станет конструктивной. После этого можно начать обсуждать менее сложные вопросы, включая участие других оппозиционных групп, не входящих в коалицию. «Курды, например, очень заинтересованы в том, чтобы их интересы не были забыты. Они хотят оставаться в единой Сирии, обсуждать на переговорах пределы своей автономии в рамках территориальной целостности САР». Сергей Лавров в дополнение к своему ответу отметил важность согласования круга внешних участников международной конференции по Сирии. В частности Ирана, который, по словам министра, играет важнейшую роль в том, что происходит в Сирии. При всех обстоятельствах те, кто имеет влияние на процессы, должны быть за столом переговоров – их нельзя изолировать. Однако некоторые государства, также рассчитывающие на свое участие в конференции «Женева-2», занимают субъективистские позиции, говоря, что Иран не заслужил такого права. Но мы ведь говорим не о каких-то «призах», которые будут на этой конференции раздаваться. Речь не о подарке, а о группе государств, которая должна быть максимально представительна, чтобы все, кто влияют на ту или иную сирийскую сторону, были представлены на конференции». Сергей Лавров добавил, что проведение «Женевы-2» в сентябре нереально.
Большинство своих вопросов журналисты задавали в сослагательном наклонении. Например, «если инспекторы ООН все же найдут свидетельства использования химического оружия режимом Б.Асада, согласится ли Россия как-то пересмотреть свою позицию, а именно проголосовать в СБ ООН за военное вмешательство? Или Россия воздержится при голосовании, как это произошло в случае с Ливией? Или: «есть ли у России некий «план Б» на случай, если Запад пойдет на одностороннее вмешательство в Сирии? Готова ли Россия, помимо дипломатических заявлений, прибегнуть к использованию других средств, в т.ч. военных, для отстаивания своей позиции»?
- «На вопрос, «что будет, если…», обычно на пресс-конференциях не отвечают», - сказал Сергей Лавров. Он уточнил: «Эксперты ООН, находящиеся сейчас в Сирии, получили мандат определить, имело ли место применение химических отравляющих веществ, которые запрещены международными конвенциями, и что это были за вещества. В их полномочия не входит вынесение вердикта относительно того, кто применил химвещества – Правительство САР или одна из многочисленных оппозиционных групп, будь то «Свободная сирийская армия» или террористы из «Джабхат ан-Нусра» и «Исламского государства Ирака и Леванта» либо кто-то еще. Именно поэтому логика этого процесса была закреплена на саммите в Лох-Эрне в Декларации лидеров «Группы восьми» таким образом, что сначала должно состояться объективное профессиональное расследование, а его результаты - быть представлены в СБ ООН. Конечно, в Совбезе, при определении источника подозреваемого применения химоружия, будет учитываться вся совокупность имеющейся информации, включая аналитические и фактологические материалы, которые появились в Интернете и различных СМИ».
На вопрос о тяжелых для САР последствиях военного вмешательства в сирийский конфликт Сергей Лавров напомнил о последствиях предыдущих акций вмешательства в конфликт в этом регионе. В Ливии центральные власти не контролируют огромные территории своей страны, а боевики, которые в том числе участвовали в свержении М.Каддафи, с оружием перебрались в Мали, где им давали отпор. Но их также весьма опасаются и в других странах, в частности, в Нигере, Чаде. В Ираке ежедневно погибают десятки человек и сотни получают ранения в результате кровавых террористических актов. А то, что сейчас происходит в Сирии, Сергей Лавров назвал гражданской войной, где правительство Б.Асада воюет с так называемой «Свободной сирийской армией», а также с всё возрастающим количеством террористов из «Джабхат ан-Нусра», «Исламского государства Ирака и Леванта», других террористических групп. «Если кто-то думает, что, разбомбив сирийскую военную инфраструктуру, оставив поле боя для того, чтобы противники режима одержали победу, все закончится - то это иллюзия», - отметил Сергей Лавров. – «Даже, если такая победа будет одержана, гражданская война продолжится. Только уже те, кто представляли правительственную сторону, станут оппозицией. В регионе есть примеры, когда именно так и происходит».
Журналистов волновал вопрос, останется ли Россия в стороне военного конфликта, поэтому они всячески вуалировали свой интерес разного рода предположениями. Вот пример: «Как Вы уже сказали, Министры иностранных дел Великобритании и Франции заявили, что готовы пойти на силовую акцию без резолюции Совета Безопасности ООН. Об этом говорил и Министр иностранных дел Турции. Как отреагирует Россия, если, например, начнутся ракетные обстрелы военных объектов в Сирии без санкции Совбеза ООН»? Министр иностранных дел РФ ответил: «Вы можете сделать выводы, исходя из нашей позиции за последние годы, когда грубейшим образом попиралось международное право в Югославии, Ираке, Ливии. Это плохо. Но воевать мы ни с кем не собираемся».
Далее министр подал пример того, как в ситуации всеобщей истерии можно и нужно сохранять трезвость мысли и спокойствие: «Мы, по-прежнему, рассчитываем, что наши западные партнеры все-таки будут определять свою политику не реактивно, а стратегически. Мы понимаем ограничения для стратегического мышления, связанные с очень частым электоральным циклом, когда нужно удовлетворять эмоции избирателя, которые нагнетают сами правящие круги, а потом это превращается в порочный круг.
Да, это жизнь. Но то, что устои международного права становятся все менее значимы для наших западных партнеров, по крайне мере, для ведущих стран Запада, которые в том числе являются нашими ведущими партнерами, это прискорбно. Тот, кто думает, что таким образом удастся опять установить законы, которые существовали в эпоху бесправия, наверное, поступает недальновидно. Это все равно когда-то «аукнется» против тебя самого.
Что происходит со свободой Интернета. Нам долго говорили, что никаких ограничений здесь не может быть по определению. Как выясняется, эта позиция, которая транслировалась на международных форумах, совершенно не была руководством к действию для тех, кто продвигали ее публично. На практике же свободой Интернета злоупотребляли и, наверное, продолжают злоупотреблять, как у нас говорят, весьма глубоко. Сейчас все это, вероятно, доставляет неприятности, по крайней мере, морально-этического плана.
Какую сферу ни возьми, лучше следовать правилам, лучше уважать народы и помогать им самим договариваться между собой, а не мыслить категориями «дипломатии канонерок», не тосковать по колониальному прошлому, по эпохе, когда стоило только шепотом приказать, и все брали «под козырек». Мир сегодня меняется. Относиться к другим цивилизациям как к второсортным группам населения не только невежливо, но и недальновидно. Когда-нибудь это «аукнется».
Мы хотим всячески избежать того, чтобы возникла война цивилизаций. Мы за диалог, за альянс цивилизаций. Но для этого нужно уважать традиции друг друга, историю тех обществ, которые сегодня становятся все более значимы на нашей планете, уважать ценности, создававшиеся тысячелетиями. Это ведь просто – если хотите нормально жить в своем поселке со своими соседями, те же принципы применимы. На международной арене пренебрежение такими принципами обходится гораздо дороже и для налогоплательщиков, и, самое страшное, для жизни людей, которые становятся уже «побочным ущербом». Этот жуткий термин (collateral damage) был изобретен для оправдания грубейших нарушений международного гуманитарного права и глубоко укоренился среди тех, кто продвигают концепции типа «ответственность по защите», «гуманитарная интервенция» – когда лозунг прав человека используется для того, чтобы подрывать важнейшее из прав – право на жизнь. А воевать мы, конечно, ни с кем не собираемся», - сказал в заключение министр иностранных дел Сергей Лавров.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs